Чем Саакашвили отличается от Наполеона

Главный итог «грузинских реформ» - 20% потерянных территорий

Долго не могла избавиться от чувства, что реакция лучших умов российского либерализма на падение Михаила Саакашвили что-то мучительно напоминает. Точно. Это же финальная сцена из «Ревизора»: « Какой репримант неожиданный!» - «Беспримерная конфузия!» Прожженные политологи ищут ответа на вопрос, как же они могли так облажаться с этим Мишико. Никому ведь неохота признаваться, что годами водили хороводы вокруг пустого места, что «с осульку, тряпку приняли за важного человека». « Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! И вдруг все: ревизор! ревизор!»

Главный итог «грузинских реформ» - 20% потерянных территорий
Михаил Саакашвили

А ну как Миша теперь сбежит из Грузии, размышляет иной искушенный властитель умов, развалясь в кресле у камина. Или присядет, а на процессе у него язык развяжется. Ведь это позору не оберешься, так и власть над умами недолго потерять…

Виноват, как всегда, оказался народ. На этот раз – грузинский. Не понял, не оценил. Один маститый политолог даже сравнил уходящего грузинского президента с Иисусом Христом. Тому тоже не повезло с народом. На этом, собственно, аналогии заканчиваются. Потому что представить себе, чтобы Иешуа из Назарета растратил 5 миллионов тетрадрахм из государственного фонда на курорты, уколы ботокса и блудниц, невозможно даже при самом извращенном воображении.

Я иногда думаю: может быть, существуют какие-то две разные Грузии, и я езжу в одну, а маститые российские политологи посещают какую-то совершенно другую? Вот один из них пишет, что в 2003-м году боялся в Тбилиси днем выходить на улицу. Поскольку я и в 2003-м, и даже в 2002-м совершенно спокойно ходила по тбилисским улицам, то объяснений здесь может быть три:

1. Политолог не был в Тбилиси в 2003-м.

2. Политолог был в Тбилиси, но по каким-то причинам нас обманывает.

3. Самое вероятное: люди, пригласившие политолога в Тбилиси с целью навешивания на уши лапши, не были заинтересованы, чтобы клиент бесконтрольно бродил по улицам и составил собственное мнение о происходящем. Поэтому специально его запугивали.

Мне повезло больше. Когда в начале нулевых Зураб Жвания пригласил в Грузию группу журналистов из Москвы с целью формирования российского лобби «молодых реформаторов», меня из списка вычеркнул один мой давний недоброжелатель. Зато теперь нам не стыдно за то, что мы писали все эти годы.

Вокруг Саакашвили сложилось немало мифов. Главный из них: Саакашвили – вождь «революции роз». На самом деле революцию подготовил и совершил Зураб Жвания. Это был очень умный человек, опытный и дальновидный политик. Но он трезво оценивал себя и понимал, что совершенно лишен столь необходимой в Грузии внешней харизмы. Поэтому в качестве «лица» революции Зураб выдвинул вперед Мишу Саакашвили, который должен был играть при нем роль «английской королевы». Мирное возвращение Аджарии – это тоже заслуга Жвания. Окружение Саакашвили планировало тогда вооруженное вторжение и даже бомбардировку Батуми.

Если бы Жвания не погиб, сегодня Грузия, скорее всего, уже была бы членом НАТО, Южная Осетия - под полным контролем Тбилиси, а с де-факто независимой Абхазией заключили бы какой-нибудь договор о конфедерации.

Между тем даже в 2003 году в Грузии существовал регион, где можно было ходить по улицам глубокой ночью, ничего не опасаясь. Это была Аджария Аслана Абашидзе, и преступность там была побеждена примерно такими же методами, какими победил ее Саакашвили в масштабах всей страны. По принципу прямой пропорциональной зависимости: чем больше людей у тебя сидит в тюрьмах, тем безопаснее на улицах. Это давно известно, и я не понимаю, в чем здесь ноу-хау грузинских реформаторов. Да и с чего вы взяли, что победа над преступностью – это признак настоящей демократии? Никто не сомневается, что главным оплотом демократии в мире сегодня являются США. Однако справиться с мафией там не могут. Знаменитые «Пять семей» по-прежнему контролируют Нью-Йорк, и никого не удивляют сообщения в прессе о выборах очередного «крестного отца».

История знает примеры блестящих побед над организованной преступностью. В Италии это удалось Муссолини. Ничего оригинального дуче не изобрел. Фашистский префект Палермо Чезаре Мори арестовывал тысячи людей, которых отправлял в тюрьмы без суда и следствия, применял пытки и расстрелы, брал семьи в заложники. Его молодчики осаждали города и насиловали жен сицилийских мафиози. В результате мафия в Италии была побеждена.

Однако уже в июле 1943 года босс сицилийской мафии Дон Кало (Калоджеро Виццини) въезжал в свой родной город Виллальбу на джипе в сопровождении американских офицеров. Дон Кало и другие мафиозные боссы были союзниками американцев в деле освобождения Италии от фашистов. Они обеспечили американские войска точными картами, разведкой, проводниками, подготовили местное население. После победы союзники сделали Дона Кало мэром Виллальбы и почётным полковником армии США. А у мафии начался новый расцвет.

Чем отличаются методы, применявшиеся в Грузии против воров в законе, от методов итальянских фашистов? Да ничем, кроме определенной национальной специфики (насиловать вениками в Италии, видимо, не додумались). Чем 10-летний срок мальчишке за кражу мобильника отличается от пресловутого закона «о колосках»? Я не вижу разницы. А если бы в России в масштабах всей страны применили такие методы? Начались бы крики о 37-м годе.

Старшее поколение помнит, насколько безопасны были улицы советских городов. А улицы Минска при «диктаторе» Лукашенко безопасны и сегодня. Так в чем же состоит «грузинское чудо»? Оно легко достижимо. Введите высшую меру за взятки, расстреляйте несколько десятков человек на улице, как это сделала «образцовая полиция» при Саакашвили, и будет вам счастье.

Можно ли представить, что Наполеон, проиграв войну 1812 года, стал бы убеждать французов, что на самом деле одержал величайшую победу? Всюду жаловался на коварство Александра 1, который обманом заманил его в холодную Россию? Нанял бы кого-то из будущих декабристов, чтобы тот днями и ночами доказывал, что кровавый царский режим давно планировал агрессию против маленькой беззащитной Франции?

Представить такое невозможно. Потерпев поражение, Наполеон не стал цепляться за власть. Он отрекся от престола, а потом выпил яд.

Именно поэтому в истории он останется Наполеоном, величайшим человеком Франции. А Саакашвили – президентом, потерявшим 20% территории своей страны. И более никем.

Занавес.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру