Ученые вышли на след инопланетян

Землю ждет встреча с глизерянами?

Через 25 лет мы встретимся с инопланетянами. И пожмем им руку. Именно так считает председатель Института прикладной астрономии РАН Андрей Финкельштейн. Сообщил он об этом на открытии международного симпозиума “Поиск внеземных цивилизаций”. Подробности ученый изложил “МК” после своего доклада.

Землю ждет встреча с глизерянами?

— Почему вы назвали срок 25 лет?

— В последние 10 лет ситуация в астрономии кардинально изменилась. Мы обладаем очень чувствительными инструментами, позволяющими видеть то, что не могли представить еще недавно. Революция совершилась в области астрономических приборов, которые запускаются в космос. Сейчас строятся новые телескопы, с диаметром в четыре раза больше, чем существующие. И мы видим планеты, вращающиеся вокруг других звезд. Это позволяет нам с очень высокой вероятностью быть уверенными, что там есть признаки жизни. А, может быть, и разума.

— Вы сказали, что жизнь может быть обнаружена на так называемых экзопланетах. Почему?

— Вселенная устроена так: либо она создает что-то в одном экземпляре, либо копирует сотни и тысячи раз. Наличие планет у других звезд доказывает, что наша система скопирована и “братья” у нас есть. Раньше мы об экзопланетах ничего не знали, а сейчас практически их видим. И можем понять не только, на каком расстоянии они вращаются вокруг своего солнца и какие у них размеры, но и их химический состав. Сейчас известно около 1000 внесолнечных планет.

— Вы считаете, что предполагаемые обитатели других планет не будут сильно отличаться от людей?

— Именно так! То, что мы видим, рассматривая космос, говорит об этом. По существу все процессы, которые там происходят, подчиняются универсальным законам химии и физики. И живое возникает ровно там, где есть для этого условия. Если не углубляться в детали, пути создания живой материи во Вселенной столь же элементарны, как пути построения атомов и молекул. Наверняка можно утверждать: если нас ждут встречи с неземной жизнью, то мы будем встречаться с узнаваемыми существами, похожими на нас. В свое время считалось, что инопланетяне могут существовать на основе фтора и других химических элементов. Сейчас совершенно ясно, что это утопия. Вода, кислород — вот основные строительные материалы. Так что если мы с “ними” встретимся, это не будут пятиголовые и десятирукие чудовища.

— Каким способом вести с “ними” диалог? И какие сигналы посылаются в космос?

— Мы рассказываем, что мы существуем. И передаем сигналы в места, где наиболее вероятно есть живые существа. Для этого задействуют мощные радиотелескопы. Два таких крупных телескопа находятся в США, они постоянно дают сигналы. Правда, чтобы получить положительный результат, нужно долго ждать. Сигнал идет 30 лет туда и 30 лет назад. Это дело будущего поколения.

— А что вкладывают в эти послания?

— Поначалу они носили гуманитарный характер. А сейчас это просто искусственный сигнал, чтобы те, кто его получит, поняли, что послание не природное явление.

— Назовите наиболее вероятные планеты, где жизнь есть.

— Глизе-581, она на расстоянии 20 световых лет от нас. Очень высокая надежда, что там жизнь возможна. Глизе очень похожа на Землю. И по некоторым признакам там есть кислород.