Стоунхендж хранил никому неизвестные таинственные рисунки

Легендарный Стоунхендж просветили 3D-лазером

10.10.2012 в 14:48, просмотров: 3777

На каменных плитах Стоунхенджа обнаружено множество новых рисунков. Изображения удалось разглядеть с помощью технологии лазерного сканирования. Всего на плитах было найдено 72 ранее неизвестных рисунка.

Стоунхендж хранил никому неизвестные таинственные рисунки
English Heritage

Детальное лазерное сканирование всего памятника позволило обнаружить на пяти гигантских камнях 72 ранее неизвестных примера резьбы, относящихся к раннему бронзовому веку.

Невооружённым глазом эти произведения доисторического искусства не увидишь. Новая  технология позволила проследить микротопографию поверхности 83 камней, собрав в общей сложности около 850 Гб информации.

Кропотливый анализ этих данных, проведённый организацией «Английское наследие», выявил изображения, выгравированные путём удаления верхнего, выветренного слоя толщиной 1−3 мм. В 71 случае вырезан топор, и лишь однажды встречается нож. Светлые пятна некогда были хорошо видны на тёмной поверхности.

Ранее, начиная с 1950-х годов, с помощью обыкновенной лупы удалось различить 46 изображений (тоже топоры и ножи). Лазерное сканирование заодно подтвердило и их существование.

Основная часть монумента была возведена в середине III тысячелетия до н. э. Большинство экспертов согласны в том, что Стоунхендж в первую очередь служил центром поклонения солнцу, ибо камни выровнены в соответствии с положением светила в дни зимнего и летнего солнцестояния. Но как менялось отношение к Стоунхенджу на протяжении веков и какие ещё функции он мог выполнять, доподлинно неизвестно.

С 1800 по 1500 год до н.э. окружающая местность наполнилась монументальными индивидуальными гробницами, а вблизи Стоунхенджа появились округлые ямы. Резьба, изображающая топоры и ножи образца бронзового века, относится именно к этой загадочной эпохе. Проще всего предположить, что всё это было связано с расширением или изменением религиозного назначения большого каменного круга.

В индоевропейской традиции топоры зачастую связаны с божеством грозы, и кое-какие пережитки европейского фольклора указывают на то, что топоры, положенные лезвием вверх, использовались для защиты посевов, людей и их имущества от молний и ураганов. Действительно, все топоры Стоунхенджа изображены лезвием вверх, а ножи — остриём вниз. Возможно, тем самым резчики пытались заклясть божество бури.

Исследователи обратили внимание и на то, что подавляющее большинство изображений находится на тех сторонах камней, которые обращены либо к могилам (напомним: они относятся к тому же периоду), либо к центру Стоунхенджа. Редкие свидетельства из других мест Британии говорят о том, что изображения топоров и ножей могут иметь погребальные ассоциации.

То, что многие рисунки имеют одинаковые размеры, позволяет предположить, что доисторические резчики пользовались трафаретами, в роли которых, скорее всего, выступали реальные топоры. Если это так, то крупнейшее из изображений было создано с помощью топора длиной около 46 см. Он намного крупнее, чем те, что удалось обнаружить археологам. Скорее всего, столь большие экземпляры имели чисто ритуальное назначение, сообщает www.computerra.ru.