Чтобы пользоваться огнём, нужно подавить в себе желание его украсть

"Поддержание огня — это вам не просто подкладывать палки в костёр"

13.03.2013 в 16:37, просмотров: 2451

Австралийский исследователь Терренс Туоми из Мельбурнского университета считает, что архидревний человек должен был не только уметь поддерживать горение огня, но и сотрудничать с другими индивидами, а значит подавлять в себе "природное" желание своровать еду или похитить сам огонь.

Чтобы пользоваться огнём, нужно подавить в себе желание его украсть
Иллюстрация неизвестного автора, взята с сайта grani.ru.

Обнаруженнные в пещере Вондерверк в ЮАР следы пепла свидетельствуют о том, что по крайней мере отдельные Homo erectus использовали огонь приблизительно 1 млн лет назад (на стоянке Гешер-Бенот-Йаков в Израиле очаг пылал около 800 тыс. лет назад). Сложно сказать, научился ли к тому времени человек прямоходящий добывать огонь самостоятельно. Многие специалисты  склоняются к тому, что ранние гоминины сберегали пламя, возникшее естественным путём — например, после удара молнии.

Ранее антропологи предположили, что термическая обработка пищи позволила древним людям не только избавиться от некоторых патогенов, но и лучше усваивать мясо. В результате пищеварение стало требовать меньше энергии, и освободившиеся ресурсы пошли на увеличение мозга. Впрочем, у этой гипотезы есть лишь косвенные доказательства.

Терренс Туоми задался проблемой: каковы должны быть минимальные умственные способности, необходимые для постоянного поддержания огня?

Скажем если признать, что Homo erectus не мог развести костёр, для сохранения хрупкого пламени требуется очень много, и прежде всего долгосрочное планирование, что уже немало. Ведь это не производство примитивных орудий и не охота. Должно осознавать, что огонь может угаснуть, и заранее собирать хворост, а также защищать огонь от сильного ветра.

Помимо того, раздобыв еды, надо удержаться от того, чтобы всё съесть сразу (те же шимпанзе с этой задачей справиться не способны).

Не обойтись и без развитой социализации, — отмечает Туоми, - хранитель очага должен быть уверен, что, пока готовится пища, никто её не украдёт, никто не затопчет пламя, случайно или инстинктивно.