Американский репортер разоблачил добычу канцерогенного асбеста в России

Эндрю Крамер из газеты «Нью-Йорк таймс» опубликовал шокирующий репортаж о России как о заложнице сырьевой экономики

В уральском городе Асбесте с населением 70 тысяч человек жить, конечно, можно, если бы не ветер, несущий на него тучи канцерогенной пыли. Асбест здесь покрывает ровным слоем подоконники и полы, бельё во дворе, ягоды в саду. А еще есть памятник погибшим от опасного сырья, который представляет собой кусок асбестовой руды с надписью «Живи и помни». Это лишь один из центров российской асбестовой промышленности, которая упорно сопротивляется своей ликвидации.

Эндрю Крамер из газеты «Нью-Йорк таймс» опубликовал шокирующий репортаж о России как о заложнице сырьевой экономики

Это лишь один из центров российской асбестовой промышленности, которая упорно сопротивляется своей ликвидации. В США и большинстве других развитых стран с асбестом обращаются крайне осторожно. До 1970-х этот волокнистый силикат широко применялся прежде всего как теплоизоляционный и огнеупорный материал, но постепенно стало ясно, что он приводит к серьёзным заболеваниям дыхательных путей. Появились законы, ограничивающие его использование

и утилизацию, а работающие с ним специалисты обязаны носить респираторы и защитную одежду. США, ЕС, Япония запретили асбест. В той же Канаде тоже есть город Асбест, но там прекратили добычу, и осталось лишь название.

В России всё иначе. Каждый рабочий день в карьере, принадлежащем компании «Ураласбест», устраиваются взрывы, из-за которых в воздух поднимаются гигантские клубы асбестового волокна и пыли. Асбест — один из самых бескомпромиссных примеров экологической цены, которую Россия платит за приверженность сырьевой экономике, считает Крамер.

«Любой нормальный человек пытается отсюда выбраться, — говорит Борис Балобанов, бывший рабочий, а ныне таксист. — Люди, которые ценят свою жизнь, уезжают. Но мне уезжать некуда». Американец побеседовал с несколькими людьми с местного завода и карьера, и у всех отметил непрекращающийся кашель — симптом вдыхания «белых иголок», как называют их аборигены. Говорят также о странных заболеваниях кожи. Отправившись в дерматологическое отделение, американец узнал, что это тоже от асбеста.

Международное агентство по изучению рака (подразделение Всемирной организации здравоохранения) приступило к многолетнему исследованию Асбеста. Все формы асбеста канцерогенны для человека, утверждают учёные, и вопрос в том, вызывает ли это вещество не только рак лёгких, но и какие-то другие — например, рак яичников.

Асбест находится рядом с ямой, которая спускается вниз на 300 метров широкими террасами, по которым грузовики вывозят волокнистый, серый, сырой асбест. Карьер так близко к городу, что ради его расширения недавно пришлось переселить местных жителей. Жизнь города тесно переплелась с этой ямой. Многие молодожёны фотографируются на смотровой площадке. В 2002 году появился новый флаг: белые линии, символизирующие асбестовое волокно, проходят сквозь огненное кольцо. Рекламный щит «Ураласбеста» провозглашает: «Асбест — наше будущее».

Коллективные иски, которые уничтожили асбестовую промышленность США, в подневольной судебной системе России невозможны, отмечает репортер из США. Поэтому страна, обладающая крупнейшими в мире запасами асбеста, добывает около 850 тысяч тонн в год, экспортируя примерно 60%. Спрос по-прежнему силён в Китае и Индии. «Хризотиловая ассоциация», объединяющая поставщиков асбеста, сообщает о годовом обороте в 18 млрд рублей ($540 млн). Бизнес растёт — в основном за счёт того, что другие страны из него выходят по экологическим соображениям.

Шахты и фабрики «Ураласбеста» — главные работодатели региона. Всего в этой промышленности занято 38,5 тыс. россиян, а с учётом сопутствующих видов бизнеса она обеспечивает средствами к существованию около 400 тыс. человек. Что касается Асбеста, то в отрасли занято примерно 17% населения.

Вышеупомянутая отраслевая ассоциация утверждает, что хризотил является наименее вредной разновидностью асбеста. Тем не менее в США его использование жёстко ограничено: Штаты импортируют лишь около тысячи тонн асбеста (в основном из Бразилии) для нужд аэрокосмической и автомобильной промышленности. Пресс-секретарь ассоциации Владимир Галицын отмечает, что  при надлежащем обращении он безопасен: «Если бы наши рабочие умирали, на нас бы никто не работал».

Эндрю Крамер нашёл подтверждение его словам в лице 82-летнего Валентина Земскова, который проработал на карьере 40 лет. Он жив, но у него асбестоз — результат царапин, которые оставляют «белые иглы» в дыхательных путях и лёгочной ткани. «Пыли было так много, что не увидишь человека, стоявшего рядом», — вспоминает ветеран. Его надбавка за инвалидность равна 4,5 тыс. рублей. Но круг порочен: «Завод должен работать, иначе не будет рабочих мест», досадует Земсков.

Источники: nytimes.com, wikipedia.org и computerra.ru.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру