У России остался один шанс обойти США в космической гонке

Построить многоразовый корабль до 2018 года

Глава Ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота по сути бросил вызов американцу Алану Маску — основателю компании SpaceX, наступающему на пятки нашим космическим кораблестроителям. После того как тот пообещал отвезти американских астронавтов на МКС уже в 2018 году на новеньком пилотируемом корабле, Лопота заявил, что к тому же сроку мы могли бы облететь Луну — также на новеньком, но уже российском пилотируемом корабле. Насколько велика возможность реального осуществления такого амбициозного проекта, за кем, по мнению наших специалистов, останется преимущество на орбите (в связи с конфликтом по поводу ситуации на Украине этот вопрос стоит остро), — разбирался обозреватель «МК».

Построить многоразовый корабль до 2018 года
Российский ППТС («Русь»).

Громкая премьера SpaceX, представившая модель пилотируемого корабля «Dragon V2», состоялась в прошлый четверг. Глава компании Алан Маск гордо объявил, что «батут», обещанный российским вице-премьером Дмитрием Рогозиным американским астронавтам вместо кораблей «Союз», теперь отменяется. Новый пилотируемый корабль, создание которого форсируют американцы, сделает их полностью независимыми в космосе от России. Ведь именно в 2018 году (к этому сроку Маск обещает запустить первый «Dragon V2») у США истекает срок на доставку астронавтов на МКС на кораблях «Союз». А там, кто знает, может, и европейцев удастся переманить на свой «Дракон» низкими ценами.

Специалисты, наблюдавшие за презентацией в Калифорнии, выделили три основные отличительные особенности «Dragon V2» по сравнению с грузовым вариантом, который начал летать к МКС еще с 2010 года. У пилотируемого варианта появился стыковочный узел, позволяющий подсоединиться к космической станции без использования руки-манипулятора, он оснащен реактивной тягой для точечной посадки на Землю, приборной панелью с сенсорными экранами. Также Маск заявил о рекордном количестве посадочных мест на борту, явно предназначенных для космических туристов, — их будет семь! Путешественники к тому же смогут брать с собой до 500 кг груза.

При сравнении модели «Дракона» с летающими сейчас «Союзами» последние, конечно, меркнут. Даже если отбросить увеличенное количество посадочных мест, более точную посадку, есть нечто еще более привлекательное у американского «Дракона» — цена за «билет». По словам главы компании, вместо $60 миллионов, которые берут русские за каждого астронавта, SpaceX обещает доставлять покорителей небес до МКС всего за $20 млн, а в будущем, при увеличении количества рейсов, и вовсе обещает скостить сумму до $10 (!) млн. Это за доставку на орбиту. Но в планах у Маска есть и более грандиозные задумки — Луна и Марс.

Однако, как выяснилось уже через день после презентации в Калифорнии, российские космические деятели тоже не дремлют и прорабатывают планы по отправке кораблей с туристами прямо на Луну гораздо раньше Маска. И если бы не президент компании Space Adventures Том Шелли, который проговорился на одном из мероприятий о наборе туристов, которые, возможно, полетят на Селену в 2017–2018 годах на корабле «Союз» за $150 млн каждый, мы ничего не узнали бы до сих пор. Глава РКК «Энергия» Виталий Лопота так прокомментировал слова Шелли одному из информационных агентств: «Мы аккуратно работаем с нашими партнерами из Space Adventures. Мы рассматриваем все возможности сотрудничества с ними, и мы способны это сделать — облететь Луну в 2017–2018 годах на «Союзе». Технически это возможно».

Но какой «Союз» имел в виду глава «Энергии»? Как уточнили «МК» в корпорации, речь шла, конечно же, не о нынешних кораблях, а об их будущей модифицированной версии. «Да, теоретически возможность воссоздать аппарат, используя прежние советские наработки лунных зондов, которые успешно летали вокруг естественного спутника, есть», — уточнил один из представителей РКК. Но попросил уточнить, что никакого контракта со Space Adventures у корпорации не существует; похоже, что все громкие заявления делаются этой компанией исключительно для поддержания интереса к теме.

А ведь теоретически до конца первого десятилетия XXI века мы могли бы повезти туристов на Луну уже не на «Союзе», а на новом корабле производства той же РКК. Сейчас все как будто забыли, что еще прошлым летом «Энергия» уже представляла на авиакосмическом шоу МАКС свою Перспективную пилотируемую транспортную систему (ППТС). Впрочем, тот факт, что о ней не вспомнили сейчас, не удивляет: вместо яркого шоу (какое было устроено из демонстрации «Dragon V2») наши, похоже, попытались сделать все, чтобы о российском корабле узнало как можно меньше народу. К слову, на МАКСе в павильон Роскосмоса, где выставлялся макет корабля, журналистов не пускали часа три. Ждали, когда первым новинку оценит Дмитрий Медведев. Но и после того, как ДАМ побывал внутри корабля, — никакого громкого чествования проект не удосужился. «А это что, и есть тот самый новый корабль, который разрабатывают аж с 2005 года?» — спрашивали друг друга журналисты. Да, это он и был, бескрылый потомок прогремевшего когда-то «Клипера». Теперь по форме этот усеченный конус очень напоминает гравицапу. И нерешительность создателей, предпочитающих рекламировать корабль не слишком рьяно, объясняется тем, что вовсе не от них зависит его дальнейшее продвижение.

К слову сказать, реализация проекта ППТС включена в государственную космическую программу, однако сроки все время сдвигаются вправо. Если в первой редакции новый корабль планировалось отправить в полет в 2018 году, то теперь, словно в угоду Алану Маску, создание летающего образца перенесено на 2021 год.

А ведь если сравнить «Dragon V2» и нашу «Русь» (такое дежурное название носит ППТС), они очень похожи. Оба многоразовые, способны возвращать на Землю до тонны груза с МКС, у обоих управление может осуществляться при помощи жидкокристаллических дисплеев. Отличия в том, что в нашем корабле помещается всего 6 космонавтов, и у него нет реактивных двигателей для посадки. «Мы хотели оснастить ППТС такой системой, — пояснили нам разработчики проекта, — но космонавты нас отговорили: сказали, опасно это — взлетать и приземляться с цистерной топлива на борту, пусть уж лучше будут традиционные парашюты. С ними посадка проходит жестче, корабль иногда относит в сторону от планируемой точки приземления, но нам будет спокойней». Кстати, от сенсорных панелей управления специалисты также не в восторге. Что, если в полете при перегрузке, которую испытывает корабль, кто-нибудь слегка коснется экрана рукой и запустит ненужную программу? Все-таки традиционные кнопки с этой точки зрения надежнее.

Итак, если Маск запустит свой корабль раньше нашей ППТС, то он и будет диктовать условия на космическом рынке уже через три-четыре года. По мнению экспертов из космической отрасли, если у нас к 2018 году не появится своего нового пилотируемого корабля, то мы сами вынуждены будем покупать места в кораблях «Dragon V2», если стоимость места в них будет в разы отличаться от нашей. В любом случае мы будем очень сильно зависеть от цен, которые установит Алан Маск.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26540 от 4 июня 2014

Заголовок в газете: Победит ли «Русь» «Дракона»?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру