Тайна кометы CG после 10 лет и 4 миллиардов миль

Европейский космический аппарат летит на встречу с кометой Чурюмова-Герасименко

Утром почтальон принес мне очередную кипу газет и журналов. Просмотрел их, и как обычно, у меня испортилось настроение на весь день. Гражданская война на Украине, бойня в Газе, эпидемия смертельной Эболы в Африке, землетрясение в Китае. Катастрофа, война, убийства, самоубийства, мафия, синдикаты, серийные и просто киллеры, работорговля, проституция, наркомания, душевные болезни. И вообще весь мир сошел с ума… И вдруг, как говорится, светлый луч в темном царстве. Правда, он сверкнул в четырех миллиардах миль от нашей взбесившейся планеты.

Европейский космический аппарат летит на встречу с кометой Чурюмова-Герасименко

Неужели только на таком расстоянии от проклятой Богом Земли, человеческий разум обретает созидательную силу? И мне захотелось рассказать тебе, читатель, об этой оптимистической космической одисее творения человеческих мысли и рук.

Спустя 10 лет и путешествие длинною в 4 миллиарда миль космический корабль «Розетта», запущенный Европейским космическим агентством, достиг в прошедшую среду, 5 августа, той точки, где он проведет первое существенное наблюдение над кометой CG и ее изучение. В пять утра шестиминутный трастер, последний из десяти, выпущенных за несколько месяцев, замедлил ход «Росетты» до темпа ходьбы человека — две мили в час по отношению к скорости движения его цели — кометы CG 67P/Churyumov–Gerasimenko. (Сокращенно CG — от начальных букв фамилии двух наших соотечественников – Клима Чурюмова и Светланы Герасименко, открывших эту комету).

«Это можно сравнить с рулением машины или автобуса по автостраде в течение 10 лет, — говорит директор полета Андреа Акконоццо. — Сейчас мы как бы въехали даунтаун города и начали ориентировку в нем. Мы еще не ознакомились с самим городом. Так что сначала нам необходимо открыть его». В течение ближайших месяцев комета и «Розетта» начнут совместное падение на солнце. В ноябре небольшой посадочный аппарат, весящий всего 220 фунтов, покинет космический корабль и вопьется в комету CG и словно гарпун вонзится в ее поверхность. Затем к CG нежно «прикометится» и сам космический корабль. В этот момент комета и корабль будут находиться в 330 миллионов миль от Солнца. Это в три раза больше, чем расстояние до Земли, если лететь со скоростью в 35.000 миль в час.

Рассказывает член группы проекта Лоуренс О’Рурке: «Этим утром мы достигли важнейшего рубежа в нашей миссии. Но она заключается не только в том, чтобы сесть на комету. Нам необходимо изучить ее, закрепить на ней корабль. Но и здесь его миссия не оканчивается. Наука и ее цели продолжаются. Мы попытаемся последовать за CG вокруг ее орбиты».

«Розетта» была запущена в марте 2004 года. Это «коробка» размером в 9 на 7 футов, которую движут две солнечные панели длиной в 46 футов. Она летит кружным путем сквозьСолнечную систему, используя Землю и Марс для вхождения в орбиту кометы CG. Пока что «Розетта» не столь близка к CG, чтобы оказаться во власти ее притяжения. Когда «Розетта» приблизится к комете на 6,2 мили, она войдет в ее орбиту.

Кометы, состоящие из льда, пыли и камней, представляют собой замерзшие остатки времен формирования солнечной системы. Корабль назван в честь знаменитого Розеттского камня, иероглифы высеченные на котором, сыграли решающую роль в расшифровке древнеегипетской письменности. Символика такого «крещения» вполне понятна. Ученые надеются, что данные, собранные «Розеттой» помогут раскрыть тайну происхождения солнечной системы 4,5 млрд лет тому назад.

Фотографии, полученные с космического корабля, показывают «нерегулярные» контуры кометы, имеющей ширину в 2,5 мили. Версия ученых гласит, что причиной тому может быть амальгамирование двух ледовых кусков. Другая версия склоняется к тому, что форма кометы результат погодных перепадов во время предыдущих полетов кометы во внутреннюю солнечную систему. С далекого расстояния комета напоминает гигантскую резиновую утку. Вблизи — тоже гигантский куст имбиря, парящий в мировом пространстве.

Комментируя фотографии кометы, их главный интерпретатор Холджер Сиркс указывает на обрывы, не глубокие тени, на ровности, на валуны, оседлавшие их. «В ближайшие месяцы мы расшифруем эти иероглифы», — говорит уверенно он. Ранее было измерено, что комета теряет по две чашки водяного пара каждую секунду. (Вот это достижение, которое простому землянину непредставимо). Это «достаточно» для того, чтобы наполнить олимпийский плавательный бассейн за 100 дней. Приближение кометы к Солнцу разогревает ее поверхность. В конце концов, исход жидкости капля по капле превратится в поток, который создает хвост пара следующий за кометой. Вот почему все они «хвостатые».

Эти наблюдения и измерения не «искусство для искусства». Они должны помочь раскрыть тайну происхождения океанских вод на земле. Откуда они? Некоторые ученые считают, что водой землю обогатили именно кометы. Правда, вода с далеких комет облачности Оорт далеко за Плутоном не соответствует по своему составу нашей воды. Но ученые надеются, что вода с близлежащих от нас комет будет более родственной земной. А CG как раз из их класса.

Ближайшие три месяца ученые будут заняты подысканием надежной посадочной площадки для спускаемого аппарата «Филы». Выпущенный «Росеттой» этот аппарат силой гравитации кометы притянется к ней и ударится о нее со скорость двух миль в час. Стефан Уламек, глава консорциума, строившего спускаемый аппарат, сравнивает его удар с поверхностью кометы с ударом лбом о стену человека, задумавшегося и не заметившего ее. «Это больно, но не смертельно», — шутит Уламек. Гарпуны и трастеры не дадут прикометившемуся лендеру оторваться от поверхности CG. Фотографии показывают, что тыльная поверхность кометы больше похожа на пепел от сигарет или на вновь выпавший снег на лед. Но это пока только догадка, говорит Уламек. «Мы узнаем об этом точно после приземления нашего лендера».

Согласно дизайну, «Розетта» и «Филы» будут действовать весь 2015 года, наблюдая за ближайшими приближениями кометы к Солнцу. Это произойдет через год, считая с сегодняшнего дня, на расстоянии 115 миллионов миль и все еще вне земной орбиты. К этому моменту комета будет настолько тусклой, что невооруженным глазом ее наблюдение станет недоступным.

Моему, да и твоему пониманию, дорогой и рядовой читатель, недоступны все тонкости этой космической эпопеи, ювелирная работа математиков, астрофизиков, инженеров, механиков. А чего стоит стоическое терпение наблюдать в течение 10 лет за хождением по космическим мукам их детища «Розетты»? 10 лет — это начало и конец войн во Вьетнаме, Афганистане, Ираке. Это два с половиной президентского срока в Америке. А эти люди смотрят в небо, даже склонив головы над формулами и чертежами. А мы, даже смотря себе под ноги, спотыкаемся. И обвиняем в этом друг друга.

В космосе нет воздуха, но дышится легче, чем в земной атмосфере. Космонавты стран, готовых уничтожить друг друга на земле, никогда не враждуют между собой в космосе, хотя их «жизненное пространство» измеряется сантиметрами. Они смело выходят в открытый космос, ибо неразрывно связаны пуповиной дружбы и единством цели. И только на земле, пересев на боевые машины, они готовы протаранить друг друга. Видимо, первородные идеи в космосе не действуют. Видимо, там познание не считается грехом, а братья Авель и Каин в скафандрах космонавтов преображаются.

Иногда я удивляюсь, как это космос пускает к себе землян? Быть может, он нам хочет что-то сказать? Хочет нас чему-то научить? Иероглифы Розеттского камня открыли нам наше прошлое. Космический корабль «Розетта» открывает нам будущее. Но между прошлым и будущим вклинилось настоящее и грозит по-гамлетовски распадом связи времен. А мы вместо эстафетной палочки держим в руках ядерную дубинку и размахиваем ею налево и направо, не ведая во имя чего, прикрываясь патриотизмом поколений и времен, как фиговым листом. Нам, землянам, разрешен только один патриотизм. Тоже земной, всеземной. Все остальное это не камень Розетты, а надгробный камень.