С Хорошевки на Луну стартовали шесть женщин

В Институте медико-биологических проблем РАН начался эксперимент по имитации полета на естественный спутник Земли

Мы слетали на Марс, теперь собираемся на Луну! В среду 28 октября ровно в 11.00 по московскому времени шесть прекрасных Селен вошли в космический корабль и стартовали к естественному спутнику Земли... Конечно, я немного преувеличила, - и корабль, и сам полет в рамках нового проекта ИМБП РАН «Луна- 2015» — это всего-лишь имитация (как прошедший в 2011-2012 годах «Марс-500»). Но 8 суток, что девушки-добровольцы будут находиться в гермообъекте — макете лунного корабля, научные психофизиологические эксперименты, которые они будут там проводить, - самые что ни на есть настоящие! Космические медики пока только накапливают данные о том, как будет вести себя человеческий организм в настоящем полете, а потому сначала все отрабатывают в стенах института. Корреспондент «МК» проводила первый женский экипаж и узнала подробности «полета».

Во-первых, познакомьтесь с участницами. Командир экипажа — Елена Лучицкая и большинство рядовых членов: Дарья Комиссарова, Полина Кузнецова, Инна Носикова и Татьяна Шигуева — сотрудницы ИМБП РАН, еще одна участница Анна Куссмауль - из Объединенной ракетно-космической корпорации. Мне удалось побеседовать почти со всеми, и выяснилось, что эксперимент для них — словно настоящий полет, - восторг трудно описать словами! И это при том, что за неделю с лишним добровольного заточения участницам не заплатят ни копейки. Чтобы не тратить время на поиск средств и волонтеров возрастом до 35 лет со стороны, институт кинул клич среди своих, предупредив заранее, что полет - мероприятие для энтузиастов.

На фото: Елена Лучицкая

- Желающих оказалось так много, сразу десять девушек: аспирантки, лаборантки, младшие и старшие научные сотрудницы, - говорит заведующий отделом внедрения, реализации и пропаганды научных достижений института, кандидат медицинских наук Марк Белаковский, - мы поначалу даже не знали, что делать, кому отдать предпочтение.

На фото: Татьяна Шигуева

В итоге выбрать все равно пришлось только шестерых, обладающих различными навыками, совместимых друг с другом по характерам. В настоящий полет именно так и подбирают участников.

На фото: Полина Кузнецова

- Кстати, почему «путешествие» девушек будет длится именно 8 суток? - Спрашиваем мы организаторов.

На фото: Инна Носикова

Оказывается, это как раз тот промежуток времени, который нужен для того, чтобы стартовать в сторону спутника с Земли и облететь ее один раз.

На фото: Анна Куссмауль

Цель эксперимента - изучение механизмов адаптации женского организма к условиям 8-суточной изоляции в гермообъекте. Никто в мире еще ни разу не испытывал в модельном «полете» чисто женский экипаж, а потому цель ученых - набрать побольше статистических данных. Даже на МКС женщины летают в основном по одной на экипаж, а тут сразу шестеро! Удастся ли сдержаться в сложных ситуациях, не поссориться с подругами, получится ли договориться разно профильным специалистам: врачу, биологу, инженеру, менеджеру, экономистам?

На фото: Дарья Комиссарова

Кроме отработки психологических задач, исследования иммунитета, санитарно-гигиенических и микробиологических исследований, в рамках эксперимента специалисты института хотят впервые опробовать новое средство противодействия негативному влиянию антигравитации на организм - центрифугу короткого радиуса (ЦКР). Она имитирует земное притяжение: человек ложиться на размещенное в центре аппарата ложе, и устройство начинает раскручивать его с определенной скоростью. На тело действует искусственно создаваемая сила тяжести, не давая костям и мышцам атрофироваться в условиях невесомости.

Шесть женщин отправились в тренировочный полет на Луну

Смотрите фотогалерею по теме

Предполагается, что в будущем при длительных космических полетах именно ЦКР станет одной из главных составляющих медицинского обеспечения для поддержания здоровья и работоспособности космонавтов.

Организаторы наземной миссии надеются, что успешное проведение этого пробного «полета» положит основу для целой серии усложняющихся экспериментов по изоляции в ближайшем будущем. Будем считать стартовавших в среду девушек первыми ласточками.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26950 от 29 октября 2015