Антропологи: к концу ледниковой эпохи Европа почти вымерла

На её территории стали жить новые переселенцы

«Неизвестную главу человеческой истории» открыли, по их собственному выражению, специалисты Института Макса Планка и ряда других научных организаций разных стран. По их словам, около 14,5 тысячи лет назад вымерли почти все люди, населявшие на тот момент Европу, современные же европейцы являются по большей части потомками следующей волны переселенцев, пришедших из Африки примерно в тот же период.

На её территории стали жить новые переселенцы

Группа учёных под руководством Йоханнеса Краузе изучила ДНК, которую удалось извлечь из окаменелых останков людей, живших в Европе во время позднего Плейстоцена и раннего Голоцена — этот период охватывает примерно 30 тысяч лет из истории человечества. Как оказалось, 14 500 лет назад, в конце Ледникового периода, население в значительной степени сменилось.

Специалистов в первую очередь интересовала митохондриальная ДНК, передающаяся по материнской линии Как поясняют исследователи, сегодня митохондриальная ДНК людей, не имеющихкорней в современной Африке, принадлежат к одной из двух групп — гаплогруппа M и гаплогруппа N. Носителями первой, как правило, являются жители Азии и Австралии, а также коренное население Северной Америки, второй же значительно чаще обладают европейцы, передаёт Phys.org.

Как показало исследование, в прошлом гаплогруппа M была вполне распространена среди европейцев, однако чуть меньше 15 тысяч лет назад она довольно резко и неожиданно исчезла. На основании этих данных учёные высказали несколько предположений, позволяющих несколько изменить существующие представления о том, как люди распространялись по планете. Во-первых, по мнению учёных, это может означать, что люди начали миграцию в разные части света одновременно, примерно 55 тысяч лет назад, и именно так распространилась гаплогруппа М. Во-вторых же, как предполагают специалисты, Во время Ледникового периода потомки первых жителей Европы, по большей части, исчезли, и им на смену пришли новые переселенцы из Африки.

Научное исследование опубликовано в журнале Current Biology.