Биологи впервые расшифровали геном гепарда

Это поможет сохранить его популяцию

В научном журнале Genome Biology опубликована статья российских исследователей, которым удалось впервые в мире собрала геном африканского гепарда. Исследователи рассчитывают, что их работа поможет сохранить находящийся на грани вымирания биологический вид.

Это поможет сохранить его популяцию

Учёные, представляющие Санкт-Петербургский государственный университет и ряд других научных организаций, в том числе приглашённый в Россию ведущий мировой специалист по геномике кошачьих Стивен О'Брайен, ранее уже расшифровали геном домашней кошки, льва, тигра и снежного барса, передаёт sbras.info.

Африканский леопард привлёк внимание генетиков, в том числе, тем, что он обладает сравнительно слабым иммунитетом, а также низкой фертильностью — у самок этого вида редко рождается жизнеспособное потомство. Расшифровка генома позволила понять причины появления этих особенностей.

Специалистами были изучены семь образцов генома животного, три из которых поступили из Танзании, а четыре — из Намибии. В результате удалось выяснить, что гепарды почти полностью лишены генетического разнообразия. Этим, в частности, объясняется тот факт, что кусочек кожи одной особи достаточно хорошо приживается при пересадке его другому гепарду. Причиной низкой фертильности этих представителей семейства кошачьих, по всей вероятности, является множество закреплённых мутаций в одном из генов, ответственных за гибель сперматозоидов.

По всей вероятности, обнаруженные особенности связаны с тем, что популяция гепардов дважды проходила через «бутылочное горлышко» — так учёные называют ситуацию, когда вид некоторое время находится на грани исчезновения, но затем его популяция восстанавливается. По мнению учёных, с гепардами первый раз такое произошло около 100 тысяч лет назад, во время миграции животных из Америки в Африку через Азию, а второй раз — примерно 12 тысяч лет назад, в период массового вымирания (именно тогда, к примеру, исчезли мамонты и саблезубые тигры).

Проходя через «бутылочное горлышко», вид оказывается столь малочислен, что это приводит к близкородственному скрещиванию и, как следствие, снижению генетического разнообразия. По словам учёных, из ныне живущих кошачьих более «однообразный» геном наблюдается лишь у индийских львов, численность которых на сегодняшний день не превышает нескольких сотен особей.

Чтобы спасти африканского гепарда вид, учёным теперь потребуется подбирать животным брачных партнёров, которые будут, насколько возможно, отличаться от них с точки зрения генов.

Кстати, недавно в приморском национальном парке учёные обнаружили дальневосточного леопарда-долгожителя.

Гепард напал на президента Ботсваны. Вот как это бывает: разъяренный зверь прыгает в окно машины