Первая экзопланета оказалась зафиксирована почти сто лет назад

Впрочем, на тот момент астрофизики не обладали достаточными знаниями, чтобы понять это

Джей Фарихи из Университетского колледжа Лондона обнаружил, что данные о первой экзопланете, то есть планете за пределами Солнечной системы, были получены астрономами еще в 1917 году. К такому выводу ученый пришел, анализируя архивные документы.

Изучая астрономическую стеклянную пластину, находящуюся в коллекции Института Карнеги в Вашингтоне, астрофизик обнаружил, что белый карлик, изучением которого он занимался, представляет собой центр планетной системы. Полученные с помощью пластины данные позволили выяснить, что на орбите этой звезды под названием звезда Ван Маанена располагается карликовой экзопланеты. Об этом свидетельствуют линии поглощения кальция в спектре звезды.

Впрочем, сто лет назад специалистам не удалось верно трактовать полученную информацию. Единственный комментарий к пластине гласит, что звезда эта, по всей вероятности, жарче Солнца. Таким образом, первая обнаруженная экзопланета до сегодняшнего дня, строго говоря, оставалась не открытой.

Джей Фарихи вполне допускает, что его открытие может стать далеко не единственным в своём роде — многие данные, полученные астрофизиками в прошлом, могут стать важным источником дополнительной информации для нынешних специалистов, которые могут эти данные проанализировать с точки зрения современных научных знаний. Своё исследование астрофизик представил на страницах журнала New Astronomy Reviews.

Не так давно к любопытным выводам анализ старых данных позволил придти другому астроному, Брэдли Шеферу. Изучая фотографические пластины из архива Гарвардской обсерватории, он смог приблизиться к пониманию природы странного мерцания звезды KIC 8462852 в созвездии Лебедя. Сегодня фотографические пластины не используются, и Брэдли Шефер — один из не слишком многих специалистов, способных их «расшифровать».