Создан термометр в 20 тысяч раз тоньше волоса

Он может помочь узнать больше о молекулярной биологии

Приспособление длиной около пяти нанометров, пригодное для измерения температуры, представила группа канадских ученых под руководством Алексиса Валли-Белисле из университета Монреаля. Работу, посвящённую термометру в 20 тысяч раз тоньше волоса, специалисты опубликовали в журнале Nano Letters.

Он может помочь узнать больше о молекулярной биологии

Создать самый тонкий термометр в мире исследователям позволило знание о некоторых свойства молекул ДНК. Уже 60 лет стало известно, что эти молекулы могут «разворачиваться» при нагреве, а позднее было обнаружено, что некоторые другие молекулы, в том числе белки и РНК, разворачиваются и укладываются при строго определённых температурах. Это свойство молекул, содержащихся в живых организмах, позволило учёным создать структуру из различных молекул ДНК, которая может использоваться как термометр, передаёт EurekAlert.

Как утверждают учёные, при современных технических возможностях их изобретение не слишком сложно «программировать», оно способно полноценно функционировать при температуре от 25 до 90 градусов по шкале Цельсия и успешно фиксировать потепление или похолодание на сотые доли градуса. При этом работать термометр способен как внутри живого организма, так и вне его.

Специалисты считают, что их разработка открывает перед наукой немало новых перспектив. В частности, сверхтонкие термометры могут применяться при развитии нанотехнологий, а также, вполне возможно, помогут ответить на ряд вопросов молекулярной биологии, до сих пор остающихся загадкой. Например, известно, что температура внутри тела здорового человека поддерживается на одном и том же уровне, однако пока неизвестно, не происходит ли колебаний температуры в отдельных клетках и какие именно части этих клеток нагреваются больше всего. Помимо этого, фиксирование изменений температуры на наношкале может быть полезно и во многих других исследованиях.