Прием антибиотиков опасен для мозга

К такому выводу пришли германские ученые

Группа специалистов, представляющих Центр молекулярной медицины имени Макса Дельбрюка в Германии, выступила с заявлением, что прием антибиотиков в течение продолжительного времени может привести к проблемам с памятью и ухудшению ряда других функций головного мозга человека. По мнению исследователей, виной этому иммунные клетки, участвующие в передаче информации между мозгом и кишечником.

К такому выводу пришли германские ученые

Исследование, проведённое биологами, показало, что длительный курс антибиотиков провоцирует снижение скорости зарождения новых клеток мозга. В первую очередь это проявлялось в гиппокампе — части лимбической системы головного мозга, участвующей, в том числе, в переходе кратковременной памяти в долговременную, а также в формировании эмоций.

Для того, чтобы придти к таким выводам, специалисты провели на эксперимент на лабораторных мышах, некоторым из которых в воду добавляли антибиотики, в то время как прочие представляли собой контрольную группу.

Как и следовало ожидать, антибиотики сделали микрофлору кишечника мышей беднее. Однако при этом специалисты заметили ещё одну немаловажную деталь: уменьшение количества микроорганизмов в кишечнике сопровождалось тем, что меньше у мышей становилось и определённых иммунных клеток — расположенных в мозге моноцитов Ly6C(hi). Как показали дополнительные эксперименты, от их количества непосредственно зависела скорость нейрогенеза.

В дальнейшем учёным удалось восстановить иммунные клетки и нормальную работу мозга, после того как одним из них в кишечник были введены определённые штаммы бактерий, а другим дали возможность бегать в колесе для восстановления здоровья. В то же время мышам, которым попросту «пересадили» бактерии грызунов из контрольной группы, это не помогло.

Исследователи подчёркивают, что на основании их работы не следует делать слишком далеко идущие выводы — эксперимент проводился на мышах и в нём использовался «коктейль» из мощных антибиотиков, поэтому утверждать, что курс любых антибиотиков оказывает значительное влияние на мозг человека, на данном этапе исследования было бы значительным преувеличением.

Тем не менее, специалисты предполагают, что полученные ими данные позволят лучше понять последствия употребления антибиотиков, а также, вероятно, помогут эффективнее лечить некоторых людей с такими психическими проблемами, как шизофрения или клиническая депрессия.

Своё исследование учёные опубликовали в журнале Cell Reports.