Психологи выяснили, как зарождаются «эпидемии» страха и как их предотвратить

Исследование поможет специалистам бороться с фобиями

Группе шведских ученых, представляющих Каролинский институт, удалось доказать, что человек может «заражать» окружающих страхами и различные фобиями, и понять, какие эволюционные механизмы за этим стоят. Также психологи выяснили, каким образом можно противодействовать этому процессу.

Исследование поможет специалистам бороться с фобиями

Как объясняют исследователи, человек «запрограммирован» эволюцией наблюдать за поведением окружающих и принимать во внимание их реакцию на различные явления, выстраивая собственное поведение — психологи называют такой процесс «социальным научением». Особенно ярко эта психологическая особенность проявляется, когда речь идёт о таких ярких и напрямую связанных с выживанием и безопасностью эмоциях, как страх.

Целесообразность подобного эволюционного приспособления довольно очевидна, считают учёные: он помогает людям избегать опасности и позволяет детям брать пример со взрослых. Однако порой полезный механизм даёт сбой, и это может приводить к распространению тревожных расстройств среди людей, проводящих вместе много времени, будь то члены семьи или люди из одной и той же компании хороших друзей. Исследователи отмечают, что о том, что страх «заразен», было в определённой степени известно довольно давно, однако методы «противодействия» этому процессу или хотя бы его сдерживания на сегодняшний день практически не проработаны. Заполнить этот пробел и попытались специалисты из Каролинского института.

Психологи поставили серию экспериментов, одного из участников которых записывали на видео, в то время как другие должны были это видео посмотреть. Первый участник разглядывал два изображения лиц рассерженных людей, и во время просмотра одной из этих демонстраций он получал слабый, но неприятный удар током. В результате у того, кто проводил «демонстрацию», формировалась неприязнь по отношению к одному из портретов, а затем она, уже как беспричинная тревога, передавалась и многим «зрителям».

Предотвратить «заражение страхом» учёным удалось, когда они первоначально показали «зрителям» видео, на котором человек спокойно смотрит на оба портрета, и они не вызывают у него страха. После этого, даже если на следующем видео человек свой страх демонстрировал, участники уже не начинали воспринимать один из портретов как нечто опасное. Любопытно, что предварительный просмотр портретов без спокойного человека рядом с ними эффекта «социального научения» не смягчал.

Учёные опубликовали свою работу в научном издании The Journal of Experimental Psychology: General.