Астрономы увидели «невозможное» звездное скопление с сотнями черных дыр

Найти черные дыры ученым помогло компьютерное моделирование

Шаровое звездное скопление NGC 6101, расположенное в созвездии Райская Птица, содержит сотни черных дыр, заявила группа ученых под руководством Миклос Пойтен из университета Сюррея. Еще недавно существование подобного скопления в нашей Вселенной считалось невозможным, утверждают авторы открытия.

Найти черные дыры ученым помогло компьютерное моделирование

Объект NGC 6101, также известный как Dun 68, GCL 40 или ESO 69-SC4, располагается на расстоянии около 47 600 световых лет от Земли и 36 500 световых лет от центра галактики. Открыт он был без малого два века назад, в 1826 году, однако до совсем недавнего времени астрономы не догадывались о том, каким необычным является это звёздное скопление.

Основная сложность при поиске черный дыр заключается в том, что наблюдать их с помощью обычных телескопов невозможно — они затягивают в себя, в том числе, и свет. Однако с развитием астрономии специалисты изобретают всё новые методы, позволяющие «выследить» чёрную дыру по косвенным признакам.

Наблюдая за «поведением» видимой материи в скоплении NGC 6101 и использовав эти данные при создании компьютерной модели. В результате выяснилось, что объект содержит сотни, если не тысячи небольших чёрных дыр — по размеру они лишь в несколько раз превосходят Солнце. Подобное открытие стало для учёных сюрпризом — до сих пор предполагалось, что даже в случае значительно меньшего «перенаселения» часть черных дыр должна была выбрасываться за пределы скопления в результате взрывов сверхновых.

Открытие может, в том числе, свидетельствовать о том, что скопления наподобие NGC 6101 могут быть одним из основных источников гравитационных волн — эти колебания пространства-времени, «поймать» которые учёным удалось лишь недавно, часто образуются именно в результате столкновения чёрных дыр.

Напомним, недавно другой группе специалистов удалось узнать любопытные детали ещё об одном весьма необычном объекте под названием Terzan 5. Его также долго классифицировали как шаровое звёздное скопление, однако, как оказалось, на другие объекты такого типа он не похож. Больше всего ученых удивило, что данный объект, судя по последним данным, по своему возрасту оказался сопоставим с нашей галактикой.