Ученые создали мутантов, устойчивых к радиации

Правда, российские специалисты сомневаются, что такие существа долетят до Марса

Устойчивость организма к ионизирующему излучению, - это одна из главных задач, которую надо решить человечеству перед переселением на Марс. На днях международная группа ученых из США и Китая обнаружила это ценное качество у мышей, лишенных белка AIM2.

Правда, российские специалисты сомневаются, что такие существа долетят до Марса

Этот белок выполняет функцию чувствительного датчика, который в случае обнаружения в клетке чужеродной ДНК запускает иммунный ответ. Он же находит и повреждения ДНК, вызванные радиацией, и запускает процесс гибели поврежденных клеток. Однако его отсутствие удивительным образом сделало мышей почти полностью устойчивыми к ионизирующему излучению. У животных, специально лишенных AIM2, не развивался не только кишечный синдром (распространенный побочный эффект радиотерапии, связанный с заболеванием кишечника), но даже костномозговой синдром (поражение радиацией костного мозга и лимфоидных органов).

Как заключают авторы, в будущем можно будет создать средство, блокирующее белок AIM2 и таким образом устранять последствия воздействия ионизирующего излучения. Лекарство будет эффективно для лечения или профилактики лучевой болезни у пациентов со злокачественными опухолями или людей, работающих на ядерных реакторах.

Комментарий доктора биологических наук, завотделом экспериментальной биологии и медицины ИМБП РАН Андрея ШТЕМБЕРГА:

- Белок, о котором идет речь, запускает цепочку процессов, которые ведут к ликвидации поврежденных ДНК, процесс апоптоза (запрограммированной гибели клеток). Когда белок «выключают», эти процессы перестают работать, и все поврежденные ДНК остаются и накапливаются. С моей точки зрения, это может привести к вышеописанному эффекту, но он будет временным: в конце концов все обломки ДНК все равно дадут о себе знать и приведут к нехорошим результатам. С моей точки зрения, это неправильный путь. К тому же мышь — это короткоживущее существо, на ее век эффекта может и хватить, чего не скажешь о человеке, у которого поломка ДНК может заявить о себе через поколения.