Биологи разгадали одну из тайн происхождения ВИЧ

Им удалось назвать возраст прародителя этого вируса

Группа специалистов под руководством Ариса Кацуракиса из Оксфордского университета пришла к выводу, что первые ретровирусы, от которых впоследствии произошел, в том числе, ВИЧ, появились на планете 450-500 миллионов лет назад, то есть на сотни миллионов лет раньше, чем по распространенным на сегодняшний день представлениям.

Им удалось назвать возраст прародителя этого вируса

Ретровирусы представляют собой особую форму вирусов, способных проникать в живые клетки и «встраивать» свой генетический код в ДНК жертвы. Преимущественно такие вирусы поражают позвоночных животных. По мнению учёных, ретровирусы появились примерно тогда же, когда позвоночные сформировались как подтип животных, причём эти вирусы встроились в геном своих жертв ещё до того, как эти древние животные стали осваивать сушу.

Изучая следы ретровирусов в ДНК различных позвоночных, учёные вычислили скорость их эволюции и, основываясь на этих данных, попытались вычислить, когда данное семейство вирусов появилось. В результате специалисты пришли к выводу, что это произошло около 500 миллионов лет назад, то есть ещё до того, как позвоночные выработали так называемый адаптивный иммунитет — присущая млекопитающим, птицам, лягушкам и рыбам способность выживать при появлении новых, ранее незнакомых вирусов и микробов. Учёные предполагают, что способность эта могла развиться именно в результате борьбы с далёкими предками современных ретровирусов.

Новое исследование опубликовано в научном издании Nature Communications.

Считается, что ретровирусы оказали немалое влияние на эволюцию современных животных. В частности, существует версия, что именно их деятельность «случайно» привела к тому, что млекопитающие стали выращивать своё потомство в утробе. На сегодняшний день наиболее известный и активно изучаемый ретровирус — вирус иммунодефицита человека.