Нейтронная томография раскрыла всю подноготную метеорита Сеймчан

«Пришелец» был настолько ценным, что его решили «не расчленять»

26.03.2018 в 17:23, просмотров: 2895

Изучить без распиливания состав и структуру редкого метеорита Сеймчан удалось специалистам Лаборатории нейтронной физики Объединенного института ядерных исследований, расположенного в подмосковной Дубне. Результаты исследований помогут астрофизикам лучше понимать механизмы космических процессов.

Нейтронная томография раскрыла всю подноготную метеорита Сеймчан
томография метеорита, автор Сергей Кичанов

Как стало известно «МК», исследование проводилось ведущими специалистами лаборатории — старшим научным сотрудником лаборатории Сергеем Кичановым и доктором физико-математических наук Денисом Козленко совместно с лабораторией академика Красавина (именно она предоставила для исследования редкую находку из собственной коллекции). «Бережное» изучение метеорита стало возможным благодаря специальной установке института — высокопоточному реактору на быстрых нейтронах ИБР-2. Раньше, чтобы исследовать внутреннее строение метеоритов, в них делали много распилов, которые изучались под микроскопом, но нейтронная установка позволила получить уникальные данные по внутренней структуре метеорита, не повреждая его. В частности, ученые выяснили его состав: содержание в нем железа и то, как оно расположено между зернами минералов.

— Нам достался большой фрагмент метеорита: в нем есть и минералы (оливин), и вкрапления металла — железно-никелевого сплава, — рассказывает Кичанов. — Мы можем получить трехмерную модель ценного объекта, а потом вернуть его обратно в хранилище, не разрушая.

Как говорят специалисты, железно-каменные метеориты — это очень редкий тип «космических пришельцев»: во всем мире их было обнаружено всего 62. Сам же метеорит Сеймчан был обнаружен в 1967 году советскими геологами возле одноименного поселения в Магаданской области и для зарубежных ученых до сих пор является объектом зависти: его подробно исследовали только советские эксперты. Результаты подмосковных специалистов будут для иностранцев настоящим сокровищем, как и для астрофизиков, разрабатывающих новые модели формирования метеоритов.

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram.