Исследование: Сахара грудного молока могут заменить антибиотики

Смеси ОПЗ, выделенные из молока нескольких разных матерей-доноров, обладают антимикробной активностью против стрептококков

Бактерии, известные как стрептококки группы B (GBS), являются частой причиной инфекций крови, менингита и мертворождения у новорожденных. Хотя инфекции GBS часто можно вылечить или предотвратить с помощью антибиотиков, бактерии становятся все более устойчивыми к лекарственным препаратам.

Теперь исследователи обнаружили, что олигосахариды грудного молока (HMOs) - короткие цепочки молекул сахара, которых много в грудном молоке, - могут помочь предотвратить инфицирование бактериями в клетках и тканях человека. ОПЗ смогут заменить антибиотики для лечения инфекций у младенцев и взрослых.

Исследователи представят свои результаты на осеннем заседании Американского химического общества (ACS) в понедельник, 23 августа.

«Наша лаборатория ранее показала, что смеси ОПЗ, выделенные из молока нескольких разных матерей-доноров, обладают антимикробной активностью против стрептококков», - говорит исследователь Ребекка Мур. «Мы хотели отказаться от этих исследований in vitro, чтобы увидеть, могут ли ОПЗ предотвратить инфицирование клеток и тканей беременной женщины». Первые эксперименты были проведены на мышах.

По данным Центров США по контролю и профилактике заболеваний, около 2000 младенцев в США заболевают стрептококковой инфекцией каждый год, и 4-6% из них умирают от этой инфекции. Бактерии часто передаются от матери к ребенку во время схваток и родов. Будущей матери, у которой положительный результат теста на СГБ, обычно вводят внутривенные антибиотики во время родов, чтобы предотвратить раннее инфицирование.

Интересно, что частота поздних инфекций (которые происходят от одной недели до трех месяцев после рождения) выше у детей, находящихся на искусственном вскармливании, чем у детей, вскармливаемых грудью, что позволяет предположить, что вещества в грудном молоке могут помочь защитить от СГБ. Если это так, сахар, возможно, сможет заменить антибиотики, которые, помимо уничтожения полезных бактерий,становятся менее эффективными из-за роста устойчивости к антибиотикам.

Исследователи изучили влияние комбинированных ОПЗ от нескольких матерей на инфицирование СГБ плацентарных иммунных клеток (называемых макрофагами) и гестационной оболочки (мешочка, окружающего плод). «Мы обнаружили, что ОПЗ способны полностью подавлять рост бактерий как в макрофагах, так и в мембранах, поэтому мы очень быстро обратились к экспериментах на мышах», - говорит Мур. Они изучили, могут ли ОПЗ предотвратить распространение инфекции GBS через репродуктивный тракт беременных мышей. «В пяти различных частях репродуктивного тракта мы увидели значительное снижение инфицирования GBS при лечении HMO», - отмечает Мур.

Чтобы выяснить, какие HMO и другие олигосахариды обладают антимикробным действием и почему, исследователи создали искусственный двухвидовый микробиом с GBS и полезными видами Streptococcus salivarius, растущими в пластине для культивирования тканей, разделенных полупроницаемой мембраной. Затем исследователи добавили олигосахариды, которые обычно добавляют в детские смеси, называемые галактоолигосахаридами (GOS), которые получают из растений. В отсутствие сахара GBS подавлял рост «хороших» бактерий, но GOS помогал этому полезному виду расти. «Мы пришли к выводу, что GBS производит молочную кислоту, которая подавляет рост, а затем, когда мы добавляем олигосахарид, полезные виды могут использовать его в качестве источника пищи для преодоления этого подавления», - объясняет Мур.