Большая карстовая пещера была обнаружена в 2018 году в 15 км к востоку от Симферополя в ходе строительства в Крыму федеральной автомобильной трассы «Таврида». Длина пещеры оказалась рекордной для Крыма - больше километра.
Она состоит из нескольких галерей, которые соединены между собой лабиринтными переходами. Высота галерей — от 6 до 12 метров, ширина — 4–8 метров.
В пещере, названной «Тавридой», ученые сразу наткнулись на кости множества ископаемых животных, живших в раннем плейстоцене, 1,5-1,8 миллиона лет назад. Здесь, скорее всего, становились жертвами саблезубых кошек или гиен южный слон, два вида лошадей, два носорога — эласмотерий и стефанорин, гигантский верблюд, древний большерогий олень арверноцерос Верещагина, древние быки лептобос и эобизон, винторогие антилопы газеллоспира и понтоцерос, заяц-гиполагус, мелкий дикобраз Виноградова, а также гигантский страус, стрепет, тетерев, ястреб и мелкий сокол. Позже здесь же, впервые в России, были найдены остатки этрусского медведя. Предполагается, что он находился в основании группы, включающей бурых и пещерных медведей.
Последняя Крымская находка — череп гигантской гиены – была сделана в первые дни раскопок в этом сезоне на участке, который пока не затронут экскурсионным маршрутом, — в древнем входе в пещеру.
Возраст черепа составляет 1,5-1,8 миллиона лет, как и все ранее найденные останки. Отдельные кости этого животного, которое обитало в пещере, находили и в прошлом, а вот череп удалось раскопать впервые. По словам ученых, которые ранее находили в пещере Таврида кости страусов и бизонов, все это могли быть жертвы той самой гиены, которая пользовалась данной пещерой по очереди с медведями и саблезубыми кошками. Последние тоже могли достигать размеров льва, о чем говорят их 10-сантиметровые клыки и зубы, найденные палеонтологами здесь же у входа в пещеру.
Впрочем, по словам сотрудника лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях Уральского федерального университета Дмитрия Гимранова, череп саблезубой кошки на территории нашей страны пока никто не находил. У ученых, которые намерены задержаться в Тавриде надолго, есть надежда, что они станут первыми, кто сделает это.