Российские ученые впервые отправили в открытый космос землю

Космонавты выложат образцы земли на специальной платформе на внешней стороне модуля «Поиск»

Яйца рачка Триопса, семена горчицы, томата, редиса и репы, а также несколько видов... земных почв установят в четверг во время выхода в открытый космос на внешней поверхности модуля «Поиск» российские космонавты. Вся эти представители животного и растительного мира будут находиться в платформе «Биориск МСН», подготовленной специалистами Института медико-биологических проблем РАН.

Напомним, что 50-й по счету выход в открытый космос российские космонавты Олег Новицкий и Петр Дубров совершили сегодня в 17.55 по московскому времени.

Установка платформы «Биориск МСН» запланирована в конце ВКД, примерно около полуночи по московскому времени.

Как сообщили «МК» в ИМБП РАН, это уже не первая отправка в космос бактерий, грибов, семян растений, но в отличие от всех предыдущих – самая большая. Такой богатой коллекции в космос еще не летало. Так, помимо 20 штаммов бактерий, а также плесневых грибов и лишайников, в космос отправлены 18 разновидностей семян. Впервые в открытом космосе окажутся листовая горчица, томат Микро, пшеница Суперкарлик, брюква двух сортов, дайкон и репа. Впервые ученые послали в космос термостойких «жителей» гейзеров — архей, которые не относятся ни к животным, ни к растениям, и занимают свою особое место в космической коллекции.

Ученые разделили всех «космонавтов» из микромира по трем контейнерам. Первый будет возвращен на Землю через год, второй — через два, третий — через три. По словам специалистов ИМБП, впервые во всех трех будут установлены датчики радиационного фона. Биологам важно понять, что будет происходить с бактериями и растениями в космосе в разные периоды времени.

– Это важно, поскольку многие из растений, которые мы сегодня испытываем, могут после 2030 года оказаться в качестве источников пищи в системах жизнеобеспечения наших космонавтов, которые полетят на Луну, - говорит один из исследователей ИМБП Светлана Поддубко.

Однако самым неожиданным сюрпризом стала коллекция земных почв, которую впервые решили отправить в космос российские ученые. Лесная, пустынная, изъятая из вечной мерзлоты, – все эти виды почв могут нести внутри себя целый набор микроорганизмов, способность выживания которых в условиях космос также очень интересует специалистов.