Названа опасность воздействия COVID-19 на мозг

Коронавирус может повреждать мозговые ткани: спектр последствий очень широк

COVID-19 может сжимать мозг и повреждать его ткани, считают ученые. Наихудшее влияние оказывает коронавирус на область, связанную с обонянием, в то время как инфицированные люди обычно набирали более низкие баллы в тесте на умственные способности.

Коронавирус может повреждать мозговые ткани: спектр последствий очень широк

Первое крупное исследование по сравнению сканирования мозга людей до и после того как они заразились COVID выявило сморщивание и повреждение тканей в областях мозга, связанных с обонянием и умственными способностями, через несколько месяцев после того, как испытуемые дали положительный результат.

Как пишет The Guardian, это крупнейшее на сегодняшний день исследование генетики COVID-19 выявило 16 новых генетических вариантов, связанных с тяжелым заболеванием, и назвало ряд существующих лекарств, которые можно было бы перепрофилировать для предотвращения тяжелых заболеваний у пациентов, некоторые из которых уже находятся в стадии клинических испытаний.

Вместе эти исследования проливают свет на биологические механизмы, лежащие в основе болезни.

В ходе исследования мозга исследователи из Оксфордского университета изучили 785 человек в возрасте от 51 до 81 года, которые прошли сканирование мозга до и во время пандемии в рамках исследования UK Biobank. Более половины из них дали положительный результат на COVID между двумя сканированиями.

По сравнению с 384 неинфицированными субъектами из контрольной группы, у тех, у кого был положительный результат на COVID, наблюдалось большее общее сокращение мозга и серого вещества, особенно в областях, связанных с обонянием. Например, те, у кого был COVID, потеряли дополнительно 1,8% парагиппокампальной извилины, ключевой области обоняния, и дополнительные 0,8% мозжечка по сравнению с контрольной группой.

Нарушение обработки сигнала в таких областях может способствовать возникновению таких симптомов, как потеря обоняния. Те, кто был инфицирован, также обычно набирали более низкие баллы в тесте на умственные способности, чем неинфицированные люди. Более низкие баллы были связаны с большей потерей мозговой ткани в частях мозжечка, отвечающих за умственные способности.

Эффекты были более выражены у пожилых людей и тех, кто был госпитализирован с этой болезнью, но все же проявлялись у тех, у кого инфекции были легкими или бессимптомными, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature.

Необходимо дальнейшее сканирование, чтобы определить, являются ли эти изменения мозга постоянными или частично обратимыми.

«Мозг пластичен, а это значит, что он может реорганизовываться и в какой-то степени излечивать себя даже у пожилых людей», — говорит профессор Гвенаэль Дуо из Оксфордского университета.

В отдельном исследовании, также опубликованном в журнале Nature, исследователи под руководством доктора Кеннета Бэйли, консультанта по реанимации в Эдинбургском университете, секвенировали геномы 7491 пациента с COVID, поступившего в отделения интенсивной терапии в Великобритании. Исследователи сравнили их ДНК с ДНК 48 400 человек, которые не были инфицированы, а также с ДНК еще 1630 человек, перенесших COVID в легкой форме.

В ходе исследования было выявлено 16 новых генетических вариантов, связанных с поступлением в реанимацию, в том числе гены, участвующие в процессах свертывания крови, иммунной системы и интенсивности воспаления.

Это также подтвердило участие семи других генов, которые команда определила в более ранних исследованиях и которые способствовали тестированию препарата барицитиниб от ревматоидного артрита на пациентах с COVID. Данные, опубликованные на прошлой неделе, показали, что это средство снизило риск смерти от тяжелой формы COVID примерно на пятую часть, продемонстрировав «принципиальное доказательство того, что мы можем найти новые методы лечения с использованием генетики», — говорит доктор Бейли.

Среди новых идентифицированных вариантов есть небольшое изменение в GM-CSF, белке, который помогает активировать иммунные клетки в легких после инфекции. Препарат, нацеленный на этот ген, отилимаб, тестируется на людях с COVID. «Наличие генетического сигнала, близкого к этому гену, дает нам больше уверенности в том, что это достойная цель», — рассказывает доктор Бэйли.

Другие включали изменения в генах, которые контролируют уровни центрального компонента свертывания крови, известного как фактор VIII, который нарушается при наиболее распространенном типе наследственного нарушения свертываемости крови — гемофилии. Бейли объяснил, что ненормальное свертывание крови в ответ на COVID может привести к снижению снабжения кислородом критических органов.

«Эти результаты объясняют, почему у некоторых людей развивается опасный для жизни COVID-19, а у других вообще нет симптомов. Но что еще более важно, это дает нам глубокое понимание процесса болезни и является большим шагом вперед в поиске более эффективных методов лечения» — добавил он. – Сейчас можно сказать, что мы понимаем механизмы COVID лучше, чем другие синдромы, которые мы лечим в реанимации в обычное время — сепсис, грипп и другие формы критических заболеваний. COVID-19 показывает нам, как решать эти проблемы в будущем».