В Китае найден загадочный череп жившего миллион лет назад «Человека-дракона»

Ученых озадачила необыкновенная находка

Череп, найденный в Китае, может принадлежать "Человеку-дракону", жившему почти миллион лет назад. По мнению исследователей, загадочный древний человекоподобный череп, найденный в Китае, мог быть плодом любви двух биологических видов.

Ученых озадачила необыкновенная находка

Ученые полагают, что живший примерно 900 тысяч лет назад человек был гибридом - частью нас, Homo sapiens, и частью Homo longi, давно исчезнувшего вида, известного как "Человек-дракон", пишет Daily Mail.

Череп, названный "юньсянским человеком" в честь района Юньян провинции Хубэй, который был обнаружен в 2022 году, озадачил археологов своей странной формой и особенностями строения.

Новое исследование воссоздало полную 3D-модель черепа, показав, что у древнего существа были лицевые кости человека, но приплюснутый череп, квадратные глаза и более толстая надбровная кость Homo longi.

На основании предварительных данных был сделан вывод, что человек, названный "юньсянским мужчиной", в честь нашей "давно потерянной сестринской линии".

"Разумно заключить, что Юньсянь морфологически и хронологически близок к последнему общему предку линий H. sapiens и человека-дракона", - пишут авторы в исследовании, опубликованном в виде препринта на исследовательском сайте bioRxiv.

Этот череп был одним из трех, найденных в Китае за последние 50 лет, которые поначалу ставили ученых в тупик, - они не могли определить их происхождение, отмечает Daily Mail.

"Может показаться, что определить, какая кость принадлежит какому виду, просто с научной точки зрения, но ученые еще не пришли к единому мнению о том, сколько человекоподобных видов было в нашей недавней археологической истории", - написала Анна Голдфилд, археолог из Бостонского университета, для Sapiens.org.

Широко распространено мнение, что существовали два архаичных вида людей - неандертальцы и денисовцы, которые бродили по Земле отдельными группами примерно до 30 000 лет назад и имели отличительные черты.

Но череп юньсянского человека было трудно отнести к какой-то одной категории. Основываясь на его физических характеристиках и местоположении, исследователи предположили, что он мог принадлежать к семейству денисовских, которые появились в Азии около 500 000 лет назад.

В то время как у юньсянского человека был удлиненный череп, похожий на череп денисовцев, у него также были отчетливые квадратные глаза, которые выделяли его на общем фоне.

Однако исследователи предположили, что в родословную "Человека-дракона" могли входить денисовцы, поскольку эти группы жили на Земле примерно в одно и то же время.

Проанализировав новый череп, исследователи пришли к выводу, что его черты были схожи с теми, что были обнаружены у ранних людей и людей-драконов, а это означает, что он, вероятно, был потомком обоих видов.

По словам профессора Голдфилда, у Homo longi были большие квадратные глазницы, коренные зубы, которые намного больше, чем у нас, толстая надбровная дуга и размер мозга, аналогичный человеческому.

И эти особенности были обнаружены в черепе юньсянского человека, пишет Daily Mail.

"Реконструированный Юньсянь 2 позволяет предположить, что это ранний представитель азиатской линии "человек-дракон", которая, вероятно, включает денисовцев и является сестринской группой линии Homo sapiens, - пишут авторы. – Обе линии, как H. sapiens, так и человек-дракон, имели глубокие корни, выходящие за пределы среднего плейстоцена, и базальное положение ископаемого черепа юньсяня позволяет предположить, что он представляет популяцию, близкую к последнему общему предку этих двух линий".

Эта статья еще не была рассмотрена другими учеными, но предыдущие исследования о людях-драконах, проведенные ведущим автором, палеоантропологом Сицзюнь Ни, были опубликованы в таких журналах, как The Innovation.

Современные люди стали самостоятельным видом, получившим название Homo sapiens, около миллиона лет назад. Они появились в Африке, но вскоре распространились по всему миру. Неандертальцы появились в Европе и Азии около 400 000 лет назад. У них были длинные черепа, толстый гребень над глазами и более широкий нос, чем у большинства современных Homo sapiens.  По данным ученых, у них также был более слабый, менее выступающий подбородок.

Денисовцы также произошли из Азии, поскольку их единственные окаменелости были найдены в Сибири и Китае, но исследователи полагают, что они, вероятно, бродили по всему Азиатскому континенту, согласно данным Австралийского музея.

Об этом классе людей известно относительно мало, поскольку исследователи нашли только 11 частично сохранившихся денисовских окаменелостей.

Даже при таком ограниченном выборе ученые определили, что челюсти денисовцев были гораздо более отчетливыми, чем у неандертальцев. Их зубы были намного крупнее, а таз - намного шире, чем у современных людей, но их пальцы были похожи на наши.

Хотя каждый из этих видов уникален, они были генетически достаточно похожи, чтобы иметь возможность спариваться - подобно тому, как лошади и ослы могут спариваться, образуя мула. Они и спаривались, пишет Daily Mail. По данным Смитсоновского музея естественной истории, сегодня можно встретить людей, у которых от одного до четырех процентов ДНК неандертальца и от четырех до шести процентов ДНК денисовца.