В Москве полно всяких гадов

“МК” увидел то, что никогда не показывают посетителям главного террариума России

Какая змея укусила Клеопатру? Где живет брат-близнец питона, снявшегося в “Крокодиле Данди”? Под какими замками нужно держать черную мамбу? Специалисты главного зоосада страны могут рассказать все о знаменитых и не очень рептилиях, которые содержатся в Белокаменной. Но, к сожалению, не могут показать. На экспозиции находится лишь 10 процентов от общего количества обитателей Московского террариума. Впрочем, остальные 90% можно увидеть сегодня — благодаря “МК”.

Луч света в змеином царстве

170 видов, 650 животных — и все они живут в террариуме зоосада. Вот только из всех представленных видов круглый год публика может видеть лишь малую часть: аллигаторов, крокодилов, игуан, анаконд и питонов. Все из-за того, что не хватает площади, чтобы достойно разместить рептилий. Одна радость: в теплые месяцы обезьяны переезжают в уличные вольеры, освобождая зимние помещения. Эти-то метры и решили специалисты использовать для того, чтобы представить на суд публике гадов ползучих, в холодное время года томящихся в закрытых кабинетах.  

— Этим летом мы решили показать посетителям наиболее опасных и в то же время необычайно красивых и ярких змей, — рассказывает заведующий террариумом Московского зоопарка Сергей Кудрявцев. — Поэтому и назвали выставку “Смертельная красота”.  

Каждое утро зоологи совершают обход и наводят порядок в вольерах своих подопечных. Для непросвещенного зрителя зрелище устрашающее! Сотрудники осторожно отодвигают стекло в террариуме, стараясь не потревожить хозяина, и поливают стенки водой из шланга. Порой душ достается и самим змеям — те очень даже не против, нежатся под струями воды и сворачиваются в кольца. Своих смертельно опасных питомцев зоологи не боятся, знают к ним подход. Вот только главный специалист по чистке просит нас идти чуть поодаль: змеи — народ капризный, чуть что — сразу начинают недовольно шипеть и высовывать острый язычок.  

Квартирный вопрос змей совсем не испортил, и все благодаря тому, что работники зоосада создают им самые лучшие условия для жизни в неволе. В вольерах поддерживается высокая влажность: для обитателей пустыни она поменьше, для выходцев из тропических лесов — побольше. Во многих контейнерах находится нагревающая лампа, чтобы змеи могли погреться под ее светом. В террариумах, где живут разноцветные питоны, установлены стволы деревьев, вокруг которых животные с удовольствием обворачиваются. Габонская гадюка привыкла в природе прятаться, поэтому сотрудники накидали ей дубовых листочков, которые она использует для маскировки. Зеленые питоны живут в деревянных домиках. У змей из северного региона в апартаментах и вовсе есть кондиционер! И, самое главное, каждая особь живет в отдельной “квартире”.  

— Это необходимо прежде всего для того, чтобы мы могли контролировать количество еды, которую они съедают, — поясняет Сергей Васильевич. — Кроме того, держать змей по двое и больше опасно еще и потому, что они могут нечаянно съесть друг друга во время приема пищи. Например, одна из них набросится на мышку, которую мы запускаем в вольер, случайно промахнется и скушает соседку.  

Не может быть, скажете вы? Нет, на самом деле были случаи, когда пресмыкающиеся хватали грызуна с двух сторон, и та, которая шире разевала рот, вместе с мышью заглатывала и ползучую товарку.

Впрочем, некоторые все же живут по двое — в основном это сложившиеся пары, которые из года в год исправно дают потомство и не испытывают гастрономического интереса к сожителю. Например, два полоза Ридлея души не чают друг в дружке — этой осенью сотрудники опять ожидают пополнения в их семействе.

Ядовитый детский сад

Малыши у рептилий в террариуме рождаются каждый год и в больших количествах. Правда, ввиду ограниченной жилплощади герпетологи стараются с каждым разом сокращать количество новеньких. В других зоопарках змеи — даже самые редкие — не пользуются спросом из-за проблем с площадями и финансовым кризисом, а держать их в столичном зоосаде скоро станет негде.  

Как и взрослых, селить маленьких нужно по одному. А вот кормить — чаще. Если взрослым достаточно перекусить одной крупной крысой раз в три недели, то новорожденных требуется кормить раз в неделю. Специально для них зоопарк покупает мышек маленького размера. Регулярное питание детенышам змей необходимо: чем лучше они кушают, тем быстрее растут. За год 10-сантиметровая малютка может вымахать до полутора метров!  

Видеть малышей посетители тоже не могут — все “дочки-матери” происходят за закрытыми дверьми. Лишь несколько лет назад в рамках летней выставки “Родители и дети” публика могла понаблюдать за поведением змеиных семейств. Некоторым даже повезло увидеть, как пресмыкающиеся вылупляются из яиц.  

Чего вы никогда не встретите в террариуме зоопарка — чтобы рептилиям давали клички. Все животные в этом отделении безымянные. Впрочем, это не мешает некоторым уже с детства узнавать своих хозяев и при виде шланга с водой не спеша выползать ему навстречу и подставлять спину под прохладную струю.  

Гордость зоологов в этом году — детеныши габонской и шумящей гадюк. Их родителей можно увидеть на выставке “Смертельная красота”, а сами детки живут по одному в рабочих помещениях, куда с наступлением осени переедут и взрослые. Габонские гадюки часто содержатся в зоопарках, но очень редко размножаются в неволе. Наши же прославились тем, что сами родились и выросли в столичном зоосаде, а потом еще и родили деток. Эти 15-сантиметровые змееныши еще совсем крохи, но уже успели прославиться на всю Москву. Регулярно в зоопарк приезжают съемочные группы, желающие лично познакомиться с ядовитыми малышами. Сергей Васильевич выпускает питомцев на газон перед террариумом, и маленькие змейки с удовольствием позируют на камеры. Порой их рвение становится чересчур опасным: завидев телекамеры, крохи небольшими прыжками пытаются приблизиться к операторам — те в ужасе пятятся. Кстати, максимальная длина, на которую может прыгнуть змея, — три четверти своего тела.  

— Имейте в виду, если укусит — до Склифа могут и не довезти, — предупреждает слишком смелых посетителей Кудрявцев. — Яд начнет действовать уже через пять минут.  

В институте Склифосовского находится единственный в Москве токсикологический центр, где могут спасти от змеиных укусов. Но доставить жертву в больницу нужно в течение двадцати минут, так что столичные пробки для укушенного могут оказаться смертельными.  

Впрочем, специалист тут же успокаивает: распространенное мнение, что змея может броситься на человека просто так, — абсолютно неверное. Пресмыкающиеся кусаются, только если очень напуганы или во время охоты. А так как ни одна змея в мире не охотится на человека, то они могут цапнуть ядовитыми клыками исключительно от испуга. Правда, бывают и исключения.

Комната страха

В кабинет, где живут самые опасные и агрессивные змеи — австралийские аспиды, — посторонним входить строжайше запрещено. Чистить жилище им нужно с чрезвычайной осторожностью: если что-то питомцам вдруг не понравится — кинутся с молниеносной скоростью, и руку выдернуть не успеешь. А яда, например, свирепой змеи, которая обитает в центральной части Австралии, хватит на то, чтобы убить шестьсот человек! Но делать нечего: каждый раз на свой страх и риск герпетологи открывают заслонки и убирают подопечным вольеры.  

За многими своими питомцами сотрудники террариума сами ездили во все уголки света. Аспиды — не исключение. Чтобы поймать желанный экземпляр, специалистам приходилось выслеживать их не одни сутки. Зато теперь в столице живут коричневая змея, новогвинейские аспиды, черная ехидна, тайпан и многие другие. Правда, опять-таки в закрытых для посторонних глаз помещениях…  

Со сменой места жительства некоторых змей приходится приучать и к новой еде. Например, кольчатая кобра в природе обитает в воде и питается рыбой. Зоологи постепенно перевели ее на стандартных грызунов — просто начали к рыбке привязывать мышку, время от времени заменяя одно на другое. Красноголовые и ленточные крайты еще два года назад и вовсе ели исключительно змей. Теперь их змеями не корми — дай отведать мышку, да потолще.  

Самая страшная и опасная змея всех времен и народов — черная мамба. Их в зоопарке аж четыре штуки! И все прячутся в служебных помещениях. Точнее — в особо прочных террариумах, с толстым стеклом и массивным замком, который закрывается на ключ. Этих особ привезли из Лондонского зоосада. Открывать вольер, пока они внутри, — все равно что идти на верную смерть. Если другие змеи никак не реагируют на посторонних, то этим хватит и малюсенькой щели, чтобы впиться ядовитыми клыками в нарушителя спокойствия. Поэтому специалисты идут на хитрость: дожидаются, пока змея спрячется в деревянный домик, перекрывают ей выход и быстро наводят в жилище смертоносной красавицы порядок.  

Помимо ядовитых змей в террариуме несколько сотен совершенно безопасных пресмыкающихся. Клюворылая змея из Африки может похвастаться формой своего носа перед любым грузином.

Синеязыкий сцинк дразнит сотрудников язычком цвета ультрамарин. Австралийский черноголовый питон, который вырос до трех метров, спокойно дается в руки. Их здесь живет шесть штук, и каждый из них мог бы хоть сейчас сняться в продолжении “Крокодила Данди”. Снежная форма техасского полоза — он абсолютно белый, но при этом не альбинос, — считается очень редкой в природе, в зоопарке же их выросло уже четыре поколения.  

В аквариуме плавает совсем неопасный “зверь”, зато довольно внушительных размеров, — морская черепаха. Совсем как из мультфильма “В поисках Немо”! Несколько лет назад один турист, вернувшийся из Пакистана, принес в зоосад маленькую зверушку размером со спичечный коробок. Крошечного черепашонка москвич выкупил у детей, которые мучили его на берегах моря. Каким-то чудом ему удалось провезти живое существо через все таможенные пункты. Что делать с черепахой, которая грозила вырасти больше метра в длину, зоологи понятия не имели, но не в Москву-реку же выпускать! С тех пор жизнерадостная гостья прописалась на закрытой территории террариума.  

Здесь же, в соседней комнате, живет и египетская кобра. Именно эта змея знаменита тем, что виновна в смерти Клеопатры. Обитательница террариума тоже может претендовать на титул коварной особы, правда, прославилась она другим “подвигом” — цапнула своего недобросовестного хозяина. История про москвича, который перевозил смертоносную даму к ветеринару в мешке из простыни, несколько недель назад облетела всю Москву. Испугавшись шума улицы, кобра укусила его в руку. Владелец в тяжелом состоянии был доставлен в Склиф, а его любимица — в террариум зоопарка. Инцидент закончился хорошо для обоих участников: москвича вытащили с того света, а змея обрела новый дом в столичном зоосаде. Она отлично приспособилась к новым условиям и к покусанному владельцу не вернется.  

— Самое ужасное для пресмыкающихся — попасть в руки недобросовестных хозяев, — сокрушается Сергей Васильевич. — В зоопарк за неделю поступает больше 50 звонков с мольбами о помощи: купят себе питона забавы ради, а как его содержать — не поинтересуются…  

Действительно, случаев, когда опасных змей любители экзотики селят, например, в коробки, — пруд пруди. Естественно, змеи сбегают. И ведь ладно питон — с ним еще можно совладать, а вот что может натворить оказавшаяся на улицах Москвы кобра — страшно представить! Поэтому герпетологи настоятельно рекомендуют: прежде чем обзавестись экзотическим ползучим гадом, изучите всю литературу, посвященную содержанию конкретного вида.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру