На Дальнем Востоке впервые обнаружен неизвестный астероид

Это подтвердил Гарвардский международный центр малых планет.

В Уссурийской астрофизической обсерватории впервые на Дальнем Востоке обнаружен неизвестный астероид.

Это подтвердил Гарвардский международный центр малых планет.
Панорама Уссурийской астрофизической обсерватории. Фото: nkj.ru.

Открытие совершили сотрудник Уссурийской обсерватории Алексей Маткин и студентка Школы педагогики ДВФУ Екатерина Чорная, которая проходила в обсерватории преддипломную практику. Это открытие станет настоящим украшением ее диплома. Полученные в ходе наблюдений в январе 2014 года данные после предварительного анализа были переданы в Гарвардский международный центр малых планет, где подтвердили, что данный космический объект ранее не наблюдался. Теперь он получил номер и занял свое место в каталоге среди 4500 своих собратьев. Через некоторое время его заметили и американские астрономы, но приоритет остается за нашими соотечественниками.

В настоящий момент наблюдение за новым астероидом продолжается, ученые уточняют его размеры и орбиту. По предварительным данным новый астероид имеет размер всего несколько десятков метров и вращается в астероидном поясе между Марсом и Юпитером, так что опасности для Земли он не представляет.

Самым интересным моментом в этой ситуации является то, что наблюдение астероидов пока не является задачей обсерватории, и, по словам самого первооткрывателя Алексея Маткина, эта работа делалась в свободное время на личном энтузиазме. На астероидные проекты у обсерватории элементарно нет финансирования. Впрочем, ранее не было даже аппаратуры для подобных наблюдений, чем и объясняется единственность подобного открытия в шестидесятилетней истории обсерватории.

Уссурийская астрофизическая обсерватория Дальневосточного отделения РАН была создана в 1953 году как станция службы Солнца для регулярных наблюдений Солнца и солнечной активности. Общеизвестно сильное влияние солнечной активности на многие процессы на Земле и в космосе, поэтому для круглосуточного наблюдения за Солнцем подобные станции размещались в разных точках нашей страны и мира. Со временем задачи обсерватории и используемое оборудование расширились.

Но в последнее десятилетие у обсерватории появилась совершенно новая задача – наблюдение объектов в ближнем космосе. В первую очередь – действующих спутников и так называемого космического мусора. За прошедшие полвека космической эры в космосе накопилось много искусственных объектов, ставших спутниками нашей планеты. Это отработавшие свой срок космические аппараты, их обломки и даже мусор, оставшийся после пилотируемых кораблей и орбитальных станций. Этот мусор частично снижается и сгорает в атмосфере, но большая часть остается в космосе. На околоземных орбитах летает несколько сотен тысяч объектов размером порядка 10 см и больше. Они представляют реальную опасность для полетов современных космических аппаратов. Поэтому возникла необходимость их отслеживания и предупреждения столкновений.

В 2005-2010 годах с этой целью была создана глобальная научная сеть оптических инструментов ISON, с которой сотрудничают около 30 обсерваторий и наблюдательных пунктов в десяти странах мира. Роскосмос с 2006 года ведет разработку Автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП), пуск которой планируется к 2015 году.

Источники: nkj.ru, febras.ru, dvfu.ru.