Как выбрать мясо по-человечески

Главный ветинспектор России Николай Власов рассказал “МК”, какое стоит употреблять в пищу, а от какого лучше бы воздержаться

Россияне, не представляющие себе жизнь без куска мяса на обед, в последнее время чувствуют себя неуютно. Чего стоит только последний скандал, когда выяснилось, что пельмени с зараженной сибирской язвой кониной могли попасть на стол жителей крупных городов. Теперь эксперты прочат другую напасть — африканскую чуму свиней, которая, по прогнозам, оставит нас без отбивных. А тут еще ожидаются вспышки бруцеллеза, бешенства, новая волна птичьего гриппа... Впору становиться вегетарианцами? Обо всем этом “МК” спросил главного ветеринарного инспектора России Николая ВЛАСОВА.
Главный ветинспектор России Николай Власов рассказал “МК”, какое стоит употреблять в пищу, а от какого лучше бы воздержаться
Рисунок Алексея Меринова

— Николай Анатольевич, а вы, часом, сами не вегетарианец? Каждый день ведь к вам на стол попадают “сводки” со всей России о контрабанде мяса, о разной заразе, которую в нем находят...


— Нет, я мясо ем, включая карпаччо. Просто покупаю его там, где меньше шансов приобрести некачественную продукцию, где проводится контроль безопасности (по крайней мере документальный). Это магазины с постоянной сетью надежных поставщиков. На рынках я мяса никогда не покупал и не буду, разве что у лично знакомого продавца и только в крайнем случае.


— Запрет на импорт ножек Буша окончательно снят?


— Разрешение на импорт куриных окорочков действительно получили уже много американских компаний. Так что скоро увидите ножки Буша на прилавках магазинов в изобилии.


— Многие россияне считают, что американская курятина — это отрава. А вы как оценивает ее качество?


— Никак. Мы занимаемся лишь вопросами безопасности. Качество — вопрос Роспотребнадзора и личных пристрастий потребителя. Кому-то нравятся крупные окорочка быстро выращенных на концентратах бройлеров, кому-то — нет. Кто-то, может быть, вообще предпочитает нежных перепелочек. У России к американским предприятиям была одна главная претензия — чтобы окорочка не обрабатывались хлором. Это условие компании выполнили, потому им снова открыт доступ на российских рынок.


— А как насчет антибиотиков и гормонов? Ведь даже некоторые врачи уверяют, что есть напичканную ими курятину — значит вредить не только себе, но и своим будущим потомкам.


— Насчет вреда потомкам сказать трудно. Но согласен — гормоны с антибиотиками здоровее нас с вами точно не сделают. Чтобы этого не произошло, и была долгая баталия с американцами по поводу поставок мяса. Нас пытались убедить, что мы вполне можем покупать и есть курятину, произведенную по американским нормам. А мы настаивали, что если они хотят поставлять продукцию именно на российский рынок, то и отвечать она должна именно нашим нормам безопасности. Которые в части гормонов и антибиотиков куда как строже американских. Надо сказать, что американский бизнес понял нашу позицию куда быстрее, чем официальные власти США. И сейчас у нас к нему вопросов нет. Пока. Безопасность окорочков мы будем постоянно проверять и перепроверять.


— Я недавно купила нашу, российскую курицу. А у нее под шкурой — толстый слой желе. Коллеги объяснили, что это белковый раствор, который вкачивают теперь для веса. Это так?


— Да, некоторые компании практикуют шприцевание мяса и рыбы. Причем почти любого. Это самое шприцевание может быть как путем реализации совершенно нормальной технологии с благими целями — например пропитывание солевым раствором с настоем пряностей засаливаемого окорока. А может быть средством банальнейшего обмана покупателей: в мясо накачивают воду с добавлением веществ, способствующих удержанию влаги в мясе или рыбе. Чаще всего для этой цели используются полисахариды растительного происхождения и их дериваты. Но это опять-таки не наш вопрос, а вопрос Роспотребнадзора.


— Один знакомый фермер рассказал, что сегодня применяют особые технологии, чтобы свиньи быстро росли (за три месяца из маленького поросенка получается туша). Не опасно ли есть их мясо?


— Это он загнул. За три месяца вам никак не превратить маленького поросенка в огромную свинью, чем бы вы ее ни пичкали. Однако в некоторых странах для стимуляции привесов используют специальные препараты (в США, к примеру, на телочках и бычках-кастратах применяют синовекс). Но мы мясо от таких животных не закупаем и запрещаем использовать гормоны российским фермерам. Так что опасная продукция на стол россиян попасть не должна.


— Как вы относитесь к аргентинской свинине и говядине, которыми кормят сейчас даже малышей в детских садах?


— Нормально отношусь, особенно к говядине, особенно к мраморной, особенно если пожарить ее на открытом огне. И к новозеландской ягнятине тоже. Все зависит от предприятия-поставщика, а не от страны. Некоторые зарубежные компании объективно производят мясо лучшего качества, чем наше. Некоторые — наоборот.


— Неужто Россия не могла бы вообще обходиться мясом собственного производства?


— Считаю, что могла бы. И надеюсь, что будет обходиться. Проблема в том, что после практически полного развала отечественного аграрного производства восстанавливаться нам придется еще не один год. А есть-то хочется каждый день... И есть еще одна проблема: особенности национальных кулинарных пристрастий. У нас, в России, например, лучшей породой кур была бы шестиногая, а в США — с двумя грудками — спереди и сзади. И если американцы произведут для себя достаточно грудок, то им некуда будет девать ножки. А нам — наоборот. Поэтому международное разделение труда в производстве мяса не следует сбрасывать со счетов при любом уровне развития животноводства.


— Мясо каких животных или птиц сегодня есть безопаснее всего?


— Если бы я сказал, что мясо морских млекопитающих в хорошо проваренном виде, то это было бы правдой, но, наверное, не было бы ответом на ваш вопрос. Ответ такой: любой вид мяса, прошедшего ветеринарно-санитарную экспертизу в полном объеме и в соответствии с установленными требованиями, есть безопасно.


— Правда, что предприниматели сегодня все чаще обрабатывают мясо различной химией, чтобы оно долго хранилось?


— Чаще, но не часто. И мы им постоянно говорим, что ни к каким уловкам прибегать не надо — мясо лучше всего хранится в морозильнике. Чем ниже температура, тем лучше. Другое дело, что часто теперь пытаются потребителям продать мясные продукты с истекшим сроком годности. Так что бдите.


— Вспышка сибирской язвы в Омске показала, что мы все не застрахованы от этой заразы. Можно ли раз и навсегда решить эту проблему?


— Нет, нельзя: на обозримое будущее Россия останется неблагополучной по сибирской язве, потому что такова природа возбудителя болезни, такова его сохраняемость во внешней среде. К сожалению, у нас сейчас не улучшается, а ухудшается состояние с госконтролем предпринимательской деятельности. “Майнстрим” сейчас — это либерализм, а он в вопросах безопасности недопустим.


— Верно ли, что африканская чума свиней может добраться и до Московской области?


— Верно, если не изменить в корне систему мер по противодействию дальнейшему распространению болезни. А вообще африканская чума серьезно угрожает нашему агропрому. Ситуация продолжает ухудшаться: впервые за всю историю распространения чумы свиней в России вирус проник в крупный промышленный комплекс высокого уровня защиты. Африканская чума свиней у нас распространяется с юга на север со скоростью 350 километров в год и, по прогнозам, доберется до Подмосковья к 2012 году.


— Какие вспышки болезней, передающихся через животных, стоит ожидать россиянам в ближайшем будущем?


— Болезней человека? Массовых, думаю, все же никаких, кроме, возможно, лихорадки Западного Нила в южных регионах. А так будут только отдельные случаи заражения. К примеру, человек, подняв больную птицу, заболеет орнитозом. Или охотники, не проверив мяса у ветеринаров, отведают кабанятинки с трихинеллами. Но это уже вопрос исключительно личной бдительности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру