…В ушах нарастает гул от ревущих двигателей. Взлетная полоса, видимая за окном, медленно ползет прямо на тебя. Самолет начинает разбег, нос отрывается от земли, спину вжимает в сиденье, от тряски падает мой блокнот.
— Убираем шасси, меняем угол закрылков, выставляем курс, — говорит первый пилот.
Гул двигателей становится спокойнее. Крылатая машина взлетела и держит стабильную высоту. Потрясающе — как в реальности. На самом деле я никуда не летел, а находился на одном месте. Все дело в авиатренажере, позволяющем почувствовать себя пилотом “Боинга-737 NG”.
Снаружи кабина самолета выглядит как большая железная коробка на странных опорах, стоящая посреди просторной белой комнаты. Рядом установлено несколько компьютеров, на экранах которых, как в игре, виден небольшой летящий самолетик. Там отображается та машина, которой управляешь в тренажере, только вид снаружи.
— Внутри наш аппарат ничем не отличается от кабины настоящего самолета, — рассказывает владелец тренажера Евгений Юшкин. — Все делалось в соответствии с чертежами реального “Боинга”, благо они есть в открытом доступе. Тренажер закреплен на системе опор, наклоняющих кабину в разные стороны. Это позволяет имитировать ускорение и наклоны самолета.
Когда первый раз заходишь в “кабину”, глаза начинают разбегаться. Буквально все занято разнообразными датчиками, лампочками и тумблерами. “Как этим управлять?” — сразу приходит в голову.
— Садитесь, садитесь, — говорит Евгений. — Сейчас полетаем.
Чтобы оторваться от земли, необходимо сделать все те же действия, что в реальной жизни, не забыв и о включении табло “Пристегните ремни” в салоне. Мой спутник бегло начинает объяснять устройство разных приборов и их назначение. Быстро все смешивается в кашу. “Покрути эту ручку, пока не появится цифра 260, мы устанавливаем курс для автопилота”, — говорят мне.
Начинаю крутить… За окном открывается пейзаж Подмосковья (пробный взлет совершаем из северного столичного аэропорта), речка видна, даже какие-то корабли плывут, правда, времени смотреть по сторонам нет. Постоянно приходится следить за приборами, меняя те или иные показатели.
Окна в тренажере — это именно окна. Видимая картинка отображается на экране при помощи небольших проекторов. Около ноги постоянно крутятся какие-то металлические барабаны.
— Это ручное управление закрылками, — объясняет Евгений. — В принципе самолет можно посадить, даже если у него все отключится. Основные элементы управления продублированы, ими можно пользоваться и без электроники.
Приятно, что этот тренажер создан у нас в стране. По словам г-на Юшкина, аппарат почти ничем не отличается от зарубежных аналогов. Собственно, и от реального “Боинга” он тоже отличается мало. Все приборы взяты с самолета. Отдельная тема — программное обеспечение для агрегата.
Программа для работы делалась российскими специалистами. Для этого использовались данные регистраторов полетов (“черных ящиков”). В результате в авиатренажере можно смоделировать почти любую ситуацию: отказ двигателя, пожар в салоне, ураган.
— К сожалению, летчики не могут учиться на нашем тренажере, — говорит Евгений. — Он не сертифицирован. Эта очень дорогостоящая процедура нам, в общем-то, не нужна, так как мы ориентированы на обычных клиентов. Сертифицированными же авиатренажерами как раз нельзя пользоваться людям без летных прав.
В памяти компьютера около тысячи разных аэропортов, но обычно “полеты” осуществляются вокруг столичных. В принципе, все посадочные полосы мало отличаются друг от друга. Главные различия — это координаты, пользуясь которыми, нужно заходить на посадку.
Как нам рассказали, этим тренажером пользуются в том числе психологи для борьбы с боязнью полетов. Когда человек воочию видит, что происходит с самолетом, почему и как, становится спокойнее. Пропадает чувство неуверенности из-за непонимания происходящего. Когда же клиенту демонстрируют, что машина остается управляемой с отключенным двигателем или в сильную болтанку и бояться нечего, начинает проходить страх перед полетом.
В конце мне дали полную свободу управления. От идеи пользоваться приборами и автопилотом я отказался практически сразу (все равно не помню, как там и что). Рычаг газа, штурвал и взгляд через окно — вот и все управление. Взлетел без проблем. Через какое-то время инструктор намекает, что нужно что-то делать, а не просто держать самолет ровно. Решаю садиться. На радаре вижу, что находится в 3—4 километрах за мной. Резко тяну штурвал и начинаю крутой разворот. Приземлиться решил с той же стороны, с какой взлетал, хотя в реальной жизни такое запрещено.
Самолет тяжелый и неповоротливый. Попытки выровнять машину после разворота привели к тому, что меня начало болтать из стороны в сторону. В конце я чуть не промахнулся мимо полосы, но все-таки смог достойно сесть.
После мне на компьютере показали мой полет со стороны. Если бы я управлял реальным самолетом с пассажирами, у них, наверно, была бы паника. Хорошо, что все это только условная реальность.