Полярные мнения о московских морозах

Путешественник Матвей Шпаро инструктирует москвичей, как вести себя в суровые холода

Морозы накрыли столицу неожиданно. В Москве же даже известные полярники — и те мерзнут. Советы по выживанию в столь экстремальных условиях читателям “МК” дает полярник Матвей Шпаро, в 2008 году вместе с напарником Борисом Смолиным совершивший рекордный переход к Северному полюсу полярной ночью.

Путешественник Матвей Шпаро инструктирует москвичей, как вести себя в суровые холода

— Вы мне, наверное, не поверите, но сегодня я тоже ужасно замерз, — признается “МК” Матвей Шпаро. — Хотя во время нашего перехода к полюсу температура держалась на отметке минус 45—50, но в средней полосе России влажность больше, а значит, и мороз переносится сложнее. К примеру, если бы в тот наш переход на полюсе было минус 22, как сейчас в столице, это был бы настоящий курорт. При такой температуре там можно идти на лыжах с небольшими передышками целый день, в Москве же и несколько часов на воздухе провести непросто. Главная ошибка жителей мегаполиса в морозы — неумение одеваться. На улицу люди выходят без шапок, перчаток, в тонюсенькой курточке на синтепоне: видимо, думают, что замерзнуть они не успеют. Я бы советовал не просто надевать теплые пуховики и ботинки, но и не забывать о термобелье. Сейчас в спортмагазинах продаются термоноски, которые не стыдно надеть и с классическими ботинками.

Если же во время ожидания автобуса пальцы рук и ног все же начали замерзать, пора переходить к активным действиям. Есть одно проверенное полярными переходами средство — нужно сделать 10—15 резких махов руками и ногами. Тогда кровь начнет приливать к конечностям, и согреется человек гораздо быстрее. По крайней мере во время перехода к полюсу мы так и делали.

Защитить от мороза лицо не менее важно. Но питательный крем здесь не лучший помощник. В этом случае вероятность обморожения увеличивается. Ведь если у тебя на лице есть инородный слой, ты перестаешь чувствовать кожу. Поэтому я бы посоветовал просто завернуться в шарф. Но и здесь нужно быть очень внимательным: если человек чувствует, что от его дыхания “маска” стала мокрой, ее обязательно нужно снять и просто прикрыть замерзший нос и рот сухой перчаткой. Если же защитить лицо от мороза не удалось, на носу или щеках могут появиться белые пятнышки — первые признаки обморожения. Ни в коем случае нельзя брать снег и прикладывать к этому месту или же тереть обмороженную щеку варежкой — почему-то многие делают именно так. Нужно снять перчатку и рукой аккуратно помассировать эти места.

А вот в том, чтобы, придя с мороза, окунуть замерзшие руки в теплую воду, Матвей не видит ничего плохого.

— Главное, чтобы вода была именно теплая, а не горячая. Ведь иногда обмороженные руки не чувствуют температуру, и мы стараемся едва ли не на всю выкрутить кран с горячей водой.

* * *

Морозы неожиданно аукнулись множеству столичных автомобилистов. Утром 1 декабря водители авто самых разных марок выяснили, что машина-то не заводится. На самом же деле все хитрости пуска двигателя в холодное время давно известны.

1. Не нужно минутами терзать стартер, пока не сядет аккумулятор. Вполне достаточно 10—15 секунд на одну попытку. После двух-трех безуспешных стартов дайте аккумулятору отдохнуть две-три минуты и попробуйте еще разок-другой.

2. Перед пуском двигателя на несколько минут включить фары. Для аккумулятора это как утренняя зарядка, он слегка прогреется, “взбодрится” и сможет выдать “на гора” больший ток. Не забудьте выжать сцепление при включении зажигания — это облегчает пуск двигателя.

3. Если завестись не удается, самая вероятная причина — подсевший аккумулятор. Проверить это можно по показаниям вольтметра (если он есть на приборной доске) или по свету фар.

Холод усложнил жизнь не только бензинового транспорта, но и электрического. Из-за того что температура опустилась слишком быстро, 1 декабря были зафиксированы 12 случаев обрыва контактной сети троллейбусов. К 10 часам утра десять повреждений уже были устранены. Основной причиной повреждений контактной сети специалисты называют резкое понижение температуры воздуха. Дело в том, что на холоде металл как бы “ужимается” (вспоминаем физику), соответственно, провода начали слишком натягиваться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру