“Знаешь, это война…”

В Красногорске отметили 70-летие начала Великой Отечественной

Эта дата — водораздел. Граница между эпохами, так не похожими друг на друга. До и после 22 июня 1941 года. До и после войны. Все меньше становится очевидцев, живых свидетелей того, как начиналась война. В Подмосковье она пришла осенью. 17 районов Московской области были полностью оккупированы врагом, 10 — частично. Но тогда, летом, никто не рискнул бы предположить, что всего через несколько месяцев линия фронта пройдет всего в 20 километрах от стен Москвы, что немец дойдет до Красной Поляны, откуда гитлеровские офицеры будут разглядывать город в бинокль. В Российском государственном архиве фотодокументов реконструировали события 70-летней давности, проведя совместно с министерством культуры Московской области научно-практическую конференцию. Писатели Подмосковья, историки, краеведы и архивисты напомнили, как это было.

В Красногорске отметили 70-летие начала Великой Отечественной
Колхозница с детьми на пепелище родного дома в деревне Шаликово. Московская область. Автор — Д.Чернов.

— Стояло погожее летнее утро. Мы с отцом работали во дворе, когда из распахнутых окон (у нас в избе был включен репродуктор) раздался загробный левитановский голос. Диктор еще толком ничего не сказал, а отец уже побледнел: “Знаешь, это война…” Он не ошибся.

Так в жизнь Виктора Иванова ворвалось 22 июня.

— Отца очень скоро забрали на фронт, — вспоминал почетный гражданин Солнечногорского района, член Союза писателей России Виктор Иванович Иванов. — И в нашей многодетной крестьянской семье я, 12-летний парнишка, остался за старшего. Мы все, жители деревни Рекинцо — сейчас она является микрорайоном Солнечногорска, — продолжали работать в колхозе. Помню, урожай 41-го года выдался неплохим, практически полностью мы сдали его государству, малую часть разделили между колхозниками на трудодни. Зерно и картошку я спрятал в надежное место, а на задворках вырыл землянку. Фронт приближался к нам с северо-запада, он был неподалеку. В ноябре 41-го, когда гитлеровцы заняли нашу деревню и выгнали жителей из теплых домов на мороз, в этой землянке спасалось 16 человек — наша семья и соседи.

Колхозники 22 июня слушают выступление Молотова по радио. Автор — Скурихин А.

Солнечногорск находился под оккупантами в течение 18 дней. В цепкой памяти подростка отпечатался каждый из них.

— Защитников у города не было, бойцы Красной Армии старались удержать Клин, все силы стягивались туда. Помню, как через Солнечногорск на Клин пешком уходили курсанты и там практически все полегли. Вдогонку в Подсолнечную на станцию пришел эшелон с теплой зимней одеждой и валенками, но надевать их уже было некому. Немцы взяли наш город внезапно, врасплох.

60-летний разведчик В.Е.Мелехин дает задание молодому партизану Пете Тарасенкову. Московская область, Шаховской район. Автор — Фигуркин Н.

Это произошло поздней осенью, но в июне жители области еще верили в скорую нашу победу. Постепенно экономику Подмосковья, весь житейский уклад региона переводили на военные рельсы. Это была непростая работа. К началу войны промышленность Москвы и области производила примерно 23 процента валового продукта страны, в частности, около 50 процентов станков и точных приборов, свыше 40 процентов изделий текстильной промышленности, 45 процентов автомобилей. К концу лета около 2 тысяч предприятий столицы и Подмосковья перешли на выпуск военной продукции. В области ее больше всего давали предприятия Мытищ, Коломны, Ногинска, Егорьевска, Орехово-Зуева.

Строительство оборонительных сооружений на подступах к Москве. Московская область.

Одновременно шла подготовка к переброске в глубь страны стратегически важных заводов. Так, уже 7 августа принимается решение об эвакуации завода “Электросталь”. В октябре демонтируется и вывозится оборудование Коломенского машзавода, Подольского аккумуляторного, Люберецкого завода сельхозмашин, Серпуховского механического завода и других серьезных объектов.

На предприятиях, остающихся дома, ушедших мужчин заменяли подростки и женщины. Например, на Орехово-Зуевском хлопчатобумажном комбинате работницы в первые же недели войны развернули движение многостаночниц и обслуживали сверх нормы около 15 тысяч веретен — за себя и за “того парня”. Машины не простаивали из-за нехватки на производстве людей. А людей становилось все меньше.

Изготовление бутылок с зажигательной смесью на одном из заводов.

2 июля вышло постановление о добровольной мобилизации в дивизии народного ополчения в Москве и Подмосковье. По примеру москвичей жители области активно записывались в ополчение. Батальоны и роты, сформированные в Подмосковье, вливались в состав московских дивизий. Но и не только. В июле на территории области в городах и районах развернулась тайная деятельность по организации подполья и партизанских отрядов. Эта предусмотрительность оправдала себя. Партизаны и подпольщики действовали с первых же дней вторжения немцев на подмосковную землю. Всего в области, как свидетельствуют архивные документы, воевал 41 партизанский отряд и 13 подпольных организаций. С октября 41-го по январь 42-го патриоты успели уничтожить 76 тысяч захватчиков, пустили под откос 5 воинских эшелонов, взорвали 35 мостов, уничтожили 64 танка, 48 орудий и 5 самолетов. Особенно сильно потрепали врага партизаны тогдашнего Осташевского района (Волоколамск). В декабре 41-го вместе в регулярными частями Красной Армии, перешедшей в контрнаступление, бойцы партизанских отрядов освобождали подмосковные села и города.

Но это уже совсем другая страница в истории Великой Отечественной войны…

Редакция выражает признательность Российскому государственному архиву кинофотодокументов в г. Красногорске за предоставленные уникальные фотоматериалы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру