Отдельно пришлось повозиться с главной люстрой Большого театра, на реставрацию которой ушло почти 5 лет. С двухтонной махины сняли все детали из хрусталя, стекла и латуни. “Их пришлось отмывать не только в спирту, но и в специальных ультразвуковых ваннах, обеспечивающих идеальную очистку”, — рассказал “МК” представитель бригады реставраторов Алексей Сусляев. По его словам, 50%”камешков” на хрустальных подвесках люстры оказались липовыми. В прежние годы их в массовом порядке заменяли на обычное стекло. “Теперь эти стекляшки — настоящий раритет, — улыбается Сусляев. — Реставраторы растащили их на память о Большом театре. Ведь такая работа выпадает раз в жизни”.
Всего на люстре зрительного зала — 15 тыс. подвесок. Еще 8 тыс. мастера выполнили про запас, чтобы в случае утраты дирекции ГАБТа не пришлось менять хрусталь на стекло. Вчера представители СМИ последний раз могли увидеть люстру вблизи и даже втихаря потрогать пальцем. Уже к вечеру реставраторы обещали нацепить на нее последние детали, после чего сияющая красавица займет свое место под расписным плафоном зрительного зала. “И люстре, и росписи больше ничего не угрожает. В потолке смонтирована система климат-контроля, аналогичная музейным образцам, которая будет поддерживать необходимую температуру и влажность”, — рассказал Михаил Сидоров.
![](https://static.mk.ru/upload/article_images/19/5d/22/495_12638.jpg)
Напоследок он показал журналистам новую оркестровую яму Большого театра, где полным ходом идет монтаж оборудования. (Теперь ее пространство будет трансформируемым. ) “Изменилась и вместимость оркестровой ямы. Она сможет вмещать 130 музыкантов. Это позволит театру исполнять большие симфонические произведения, например Вагнера или Штрауса”, — пояснил Сидоров. Когда яма будет оборудована, генподрядчик хочет проверить, как работают акустические системы зала. “Для этого на сцену выйдет певица — мы думаем организовать это уже на следующей неделе, — а специалисты в ходе ее выступления замерят нужные показатели”, — сообщил Сидоров. По его словам, в ГАБТе воссоздана уникальная акустика, на которую должны “работать” и стены, и пол, и даже зрительские кресла, изготовленные по спецзаказу в Италии.