Большой театр озолотили

Закончилась реставрация главного зрительного зала ГАБТа

Главный зрительный зал реставрировали дольше, чем другие помещения ГАБТа. Ведь только лепнины нужно было позолотить порядка тысячи квадратных метров. Мастеров, знающих старинные технологии, искали по всей стране и в итоге нашли всего 163 человека. На покрытие лож и других предметов интерьера они израсходовали 4,5 кг сусального золота 960-й пробы. “Когда сюда пришли реставраторы, убранство зала было в плачевном состоянии. В советские времена вместо золота использовался медный порошок, а утраченные детали из папье-маше менялись на гипсовые и даже цементные”, — рассказал представитель генподрядчика Михаил Сидоров.

Закончилась реставрация главного зрительного зала ГАБТа

Отдельно пришлось повозиться с главной люстрой Большого театра, на реставрацию которой ушло почти 5 лет. С двухтонной махины сняли все детали из хрусталя, стекла и латуни. “Их пришлось отмывать не только в спирту, но и в специальных ультразвуковых ваннах, обеспечивающих идеальную очистку”, — рассказал “МК” представитель бригады реставраторов Алексей Сусляев. По его словам, 50%”камешков” на хрустальных подвесках люстры оказались липовыми. В прежние годы их в массовом порядке заменяли на обычное стекло. “Теперь эти стекляшки — настоящий раритет, — улыбается Сусляев. — Реставраторы растащили их на память о Большом театре. Ведь такая работа выпадает раз в жизни”.

Большой театр готовится.

Большой театр готовится.

Смотрите фотогалерею по теме

Всего на люстре зрительного зала — 15 тыс. подвесок. Еще 8 тыс. мастера выполнили про запас, чтобы в случае утраты дирекции ГАБТа не пришлось менять хрусталь на стекло. Вчера представители СМИ последний раз могли увидеть люстру вблизи и даже втихаря потрогать пальцем. Уже к вечеру реставраторы обещали нацепить на нее последние детали, после чего сияющая красавица займет свое место под расписным плафоном зрительного зала. “И люстре, и росписи больше ничего не угрожает. В потолке смонтирована система климат-контроля, аналогичная музейным образцам, которая будет поддерживать необходимую температуру и влажность”, — рассказал Михаил Сидоров.

фото: Михаил Ковалев

Напоследок он показал журналистам новую оркестровую яму Большого театра, где полным ходом идет монтаж оборудования. (Теперь ее пространство будет трансформируемым. ) “Изменилась и вместимость оркестровой ямы. Она сможет вмещать 130 музыкантов. Это позволит театру исполнять большие симфонические произведения, например Вагнера или Штрауса”, — пояснил Сидоров. Когда яма будет оборудована, генподрядчик хочет проверить, как работают акустические системы зала. “Для этого на сцену выйдет певица — мы думаем организовать это уже на следующей неделе, — а специалисты в ходе ее выступления замерят нужные показатели”, — сообщил Сидоров. По его словам, в ГАБТе воссоздана уникальная акустика, на которую должны “работать” и стены, и пол, и даже зрительские кресла, изготовленные по спецзаказу в Италии.