Электронное правительство малого напряжения

Почему власти никак не могут освоить Интернет?

03.07.2011 в 16:48, просмотров: 2494

1 июля большинство российских граждан, хоть раз обращавшихся за той или иной услугой в государственные органы, надеялись с облегчением вздохнуть полной грудью. Ведь именно в этот день в силу должен был вступить продвигаемый президентом Медведевым закон, обязывающий все федеральные и муниципальные ведомства запрашивать и доставлять друг другу всевозможные справки и документы самостоятельно, более не обременяя обычное население многочасовыми очередями. Но не сложилось: большинство госогранов не успели подготовиться к полноценному переходу на электронный обмен данными. В итоге им был дан еще один год, чтобы подтянуть отстающих. Правда, кое-какие госуслуги уже можно оформить в Сети. Почему правительство не торопится облегчить жизнь своим гражданам и как уже сейчас можно сэкономить свое время на общении с чиновниками, расскажет “МК”.

Электронное правительство малого напряжения

Еще год в очередях

Системой межведомственного электронного взаимодействия (СВЭМ), все российские гос- и муниципальные структуры по новым срокам должны быть оснащены до 1 июля 2012 года. Правда, стоит отметить, что федеральным ведомствам дали только 3 месяца — в них правительство уверено больше, чем в муниципалитетах. Все же, несмотря на официальную отсрочку, госуслуги в электронном виде все равно будут запускаться по намеченному графику — все органы власти, работая с бумажными документами, будут хотя бы по одному переводить их в электронный вид.

Как сообщили “МК” в Минкомсвязи, курирующем проект электронного правительства, необходимые технологические условия для такого межведомственного электронного взаимодействия уже созданы. “К СВЭМ уже подключено более 40 федеральных органов исполнительной власти, оказывающих услуги населению, — это и миграционная, и налоговая службы, Пенсионный фонд и многие другие”, — рассказали в пресс-службе министерства. А проблемы с полноценным переходом на СВЭМ связаны с нормативной правовой базой, регламентирующей оказание государственных услуг “по-новому”. “Ведомствам необходимо существенно изменить сотни нормативных актов (прежде всего административных регламентов оказания услуг) для того, чтобы предоставление услуги с использованием электронного взаимодействия было легитимным. Именно корректировка нормативной правовой базы является основным тормозящим фактором при переходе на новый формат оказания государственных услуг”, — считают в ведомстве.

Интересно, что отстающие от плана госструктуры и не собирались просить отсрочки. А чтобы не нарушать Закон “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, основные поправки которого как раз должны были вступить в силу 1 июля этого года, местные власти попросту решили общаться друг с другом посредством курьерских доставок. Столь остроумные планы чиновников вовремя заметили их коллеги свыше и, подсчитав общую стоимость подобного способа взаимодействия, решили все же на год отсрочить полный электронный документооборот. “Отличные от электронного способы обмена документами при оказании государственных услуг, например, курьерская доставка или использование факсимильной связи, не позволят соблюсти установленные сроки оказания услуг — гражданам будет быстрее собирать справки самим”, — уверены представители Минкомсвязи. Кстати, отсрочка уже заранее была одобрена Советом Федерации 22 июня 2011 года.

Госуслуги на экране монитора

Так или иначе, но проект электронного правительства с каждым днем наращивает свою функциональность. Главный сайт страны, на котором осуществляется электронное общение граждан и государства, — gosuslugi.ru, как и предполагалось, заработал в январе 2009 года, но немедленно вызвал множество нареканий. Именно после посещения этого портала президент Дмитрий Медведев назвал его “химерой”: “Для граждан нет возможности отправить с личного компьютера заявление или проследить за прохождением своего запроса в том или ином ведомстве, получить электронную справку по системе электронного “единого окна”, — выступил тогда с критикой президент.

Но с тех пор многое изменилось, хотя процедура регистрации по-прежнему остается весьма трудоемкой: помимо личных паспортных данных, e-mail-адреса и номера мобильного телефона портал требует введения номеров пенсионного страхования и ИНН. И если с первым номером проблем у большинства работающих граждан нет, то ИНН, например, у многих пенсионеров просто отсутствует.

Зато при регистрации появилась альтернатива “письму счастья”. Напомним, что финальным аккордом при регистрации на сайте госуслуг было введение специального кода, который обещают доставить по домашнему адресу и передать лично в руки. Этот момент, собственно, и вызывал больше всего недовольства у населения: мало того что письма шли гораздо дольше озвученных сроков, так их еще могли кинуть в почтовый ящик или подсунуть под дверь, то есть почтальон не всегда убеждался в наличии адресата. Теперь же получить конверт с нужным кодом можно в нескольких офисах “Ростелекома”, выбрав для себя более удобный по расположению еще на этапе регистрации.

В настоящее время на портале зарегистрировано более 800 тысяч российских и иностранных граждан, уже воспользовавшихся возможностью получить государственные услуги в электронном виде. Для тех и для других самой популярной из них остается оформление внутренних и загранпаспортов. Но, кроме того, на сайте представлены многие другие возможности. До недавних изменений в законодательстве рос спрос на услугу записи на прохождение техосмотра транспортных средств, повышенное внимание было уделено возможностям оформлять и оплачивать штрафы ГИБДД. Всего на сегодняшний день единый портал оказывает более 130 государственных услуг в интерактивном режиме.

По прогнозам министра связи Игоря Щеголева, через пять лет государственные услуги в России граждане смогут получать через компьютер, мобильный телефон и с помощью цифрового телевидения. К 2015 году таких пользователей будет 60–80% от общего числа населения, а к 2020 году достигнет 90–95%. К тому же году Россия должна будет войти в топ-10 международного рейтинга по индексу развития информационных технологий и в топ-20 лучших по развитию электронного правительства и сетевого общества, надеется министр. Но если учесть, что сейчас в этих рейтингах Россия находится на уровне 50–70-х мест, планы Щеголева выглядят поистине наполеоновскими.

Паспорт в бумажно-электронном варианте

Другое нововведение, запланированное на 1 июля, все же состоялось. Теперь во всех территориальных отделениях Федеральной миграционной службы (ФМС) можно оформить новые внутренние паспорта. Основным отличием российских паспортов нового типа станут две строки машиночитаемой надписи внизу третьей страницы, где находится фотография. Как сообщили “МК” в пресс-службе ФМС, в подобных штрихкодах будет содержаться вся основная информация: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, серия и номер, код подразделения, дата выдачи паспорта, а также обозначения типа документа, государства, выдавшего паспорт, и гражданство его владельца. Такая запись будет вноситься только во вновь выдаваемые документы.

Директор ФМС РФ Константин Ромодановский заявил, что новшество должно значительно упростить процедуру оказания госуслуг, так как человеку потребуется меньше времени для заполнения некоторых форм документов. Новый паспорт смогут быстро сканировать специальные устройства, что ускорит процесс пересечения границы с ближним зарубежьем, приобретения билетов, совершения банковских операций. Ромодановский заверил, что всех россиян не заставят в обязательном порядке менять старые паспорта. Все документы будут действовать до истечения срока их использования, а затем человек сможет получить паспорт нового типа, а размер госпошлины за бланк и оформление документа нового типа останется прежним.

Кроме того, ФМС сегодня работает над запуском программы, по которой в российских загранпаспортах появятся отпечатки пальцев владельца документа. Как надеются в ведомстве, эта процедура должна ускорить взаимодействие с Евросоюзом “на безвизовом треке”. “К концу года хотим сделать образец документа с отпечатками пальцев гражданина”, — сказал Ромодановский. Глава ФМС уточнил, что после создания образца он “будет введен в опытной зоне”.

Напомним, что в настоящее время ФМС выдает загранпаспорта двух видов — пятилетние старого образца и новые биометрические паспорта сроком действия 10 лет. Несмотря на то что новые паспорта дороже, по данным главы миграционной службы, 70% граждан, желающих получить документ, предпочитают именно биометрический загранпаспорт. Ромодановский отметил, что для удобства граждан также будут оформляться оба вида паспортов. “ФМС не ограничивает людей и предоставляет им право выбора, одновременно работая над совершенствованием механизмов защиты документов”, — заявил он.