Необходимость в принятии подобных мер назрела давно. По статистике, 9 тысяч усыновленных детей ежегодно возвращают обратно в детский дом. Люди, принимающие в свою семью детдомовца, совершенно не готовы к трудностям, с которыми им предстоит столкнуться.
Например, Анна Фролова усыновила маленького Борю три года назад. Мальчику было шесть лет, и всю свою жизнь он провел в стенах детского дома.
— В мою семью попал инопланетянин. У Бори не было элементарных социальных навыков, все свои просьбы он выражал криком. При этом, как и все детдомовцы, он умел мастерски манипулировать взрослыми и давить на жалость, когда хотел получить подарок или откосить от обязанностей по дому.
Анна даже думала вернуть мальчика, но чувство ответственности взяло верх.
— Я стала читать книги о том, как вести себя с приемными детьми. Ходила на консультации к специалистам. Дела пошли на лад только спустя год; если бы я знала заранее, как принимать ребенка в семью, мы бы не прожили столько времени в кошмаре, не мучили бы себя и Борю.
Будущие приемные родители не всегда понимают, что в детских домах сироты страдают от отсутствия внимания, теряют способность привязываться к людям, вступать в близкий контакт. И благородный порыв усыновителей облагодетельствовать сироту быстро сходит на нет.
Александр Гезалов — бывший детдомовец; в отличие от большинства людей, чье детство прошло в казенном доме, он не стал наркоманом или преступником (из выпускников детдома его года сегодня в живых осталось двое). Александр — публицист и общественный деятель, посвятивший свою жизнь помощи детям-сиротам.
— В данный момент законопроект принимается без возможности его осуществления, — рассказывает Александр. — У нас практически нет специалистов, которые могут готовить родителей к усыновлению. Нужно организовать подготовку таких людей. В настоящее время школы для усыновителей прикреплены к детским домам, и сотрудники в первую очередь занимаются запугиванием усыновителей, рассказывают о том, какие жуткие дети у них находятся. А эти дети просто другие. Приведу пример. Сироты в детском доме очень мало разговаривают, они считывают мимику других людей. Воспитатели чаще всего дают им указание жестами. Сирота пристально смотрит на будущего родителя и таким образом вступает в общение. Тот же, напротив, смущается и отворачивается, а ребенок чувствует, что его отвергают. Законопроект сможет действовать в том случае, если его осуществлением займутся общественные организации, а не сотрудники детских домов. И не ограничится школой для усыновителей: консультация и помощь приемным родителям должна быть длительной и систематической.