Заграница нас не поддержала

Расширение Москвы не вызвало энтузиазма у ведущих урбанистов мира

Сергей Собянин не принял участия в работе второго дня урбанистического форума, который был полностью посвящен Москве. В результате он не услышал рекомендаций, которые дали городу 15 международных экспертов, неделю размышлявших над тем, как нам обустроить Москву. Впрочем, может, оно и к лучшему: многие выводы Собянину наверняка не понравились бы. Недоумение экспертов вызвало и расширение Москвы, и нерациональное использование земель в столице нынешней, и строительство новых дорог.

Расширение Москвы не вызвало энтузиазма у ведущих урбанистов мира

Как уже сообщал «МК», к «мозговому штурму» о будущем российской столицы были привлечены лучшие урбанисты из Лондона, Нью-Йорка, Франкфурта, Амстердама и Сан-Франциско, сотрудничающие с Urban Land Institute. Они приехали в столицу за неделю до форума, разбились на команды и в деталях изучали три темы, которые выбрала мэрия, — расширение границ, будущее промышленных территорий и развитие общественного транспорта. 9 декабря эксперты представили результаты своих трудов, за которые привлеченные горадминистрацией спонсоры заплатили 100 тыс. фунтов. Что же предлагают лучшие мировые умы Москве?

Ну, во-первых, и это следует из многочисленных международных исследований, столичным властям необходимо обеспечить транспарентность и предсказуемость инвестиций, упразднить взяточничество и «открыть двери миру». Москва, которая сейчас ассоциируется у иностранцев с Кремлем и Путиным, по мнению экспертов, должна озаботиться созданием более динамичного и привлекательного бренда и широко разрекламировать его при подготовке и проведении Олимпиады-2014. «Внимание всего мира будет привлечено к России и ее столице. У вас появляется уникальный шанс в течение нескольких дней полностью изменить представления о своем городе», — уверен советник мэра Лондона по вопросам продвижения его бренда Дэвид Адам.

В отличие от московских властей перспектива расширения Москвы на юго-запад не вызвала энтузиазма у международных урбанистов. То, что столичные чиновники называют «большим подарком», по их мнению, является «несвоевременным и непродуманным решением». «Вопрос расширения границ привел нас в замешательство, — честно признался руководитель группы Джим Хайд. — Конечно, в мире есть такой опыт, но он, как правило, негативный». В процессе реорганизации новых территорий столичные власти могут заработать на свою голову еще больше проблем — транспортных, социальных, инфраструктурных, экологических и т.д. Кроме того, эксперты так и не смогли уяснить, зачем мэрии потребовалось покушаться на чужие земли, если внутри города еще много резервов для развития.

«Мы нашли для вас 15 тыс. га земли в промзонах, которые можно использовать более эффективно. Ни один глобальный мегаполис не обладает таким шикарным потенциалом», — пытался убедить присутствовавших на форуме городских чиновников г-н Хайд. По мнению исследователей, промзоны должны развиваться в первую очередь как смешанные пространства. В них нужно строить жилье, офисные комплексы, магазины, рестораны, спортивные центры и т.д.

«Горожане должны иметь возможность 70% дел делать без использования личного транспорта. Магазины, работа, рекреационные пространства должны располагаться в 10 минутах пешком или 30-минутной доступности общественным транспортом», — считают эксперты.

Государственные структуры — министерства, ведомства, городские службы, которые предполагается вывести на присоединяемые территории, тоже могли бы найти себе пристанище в промзонах. «Это даже стимулировало бы их развитие», — заявил эксперт из Нидерландов Эрвин Даалкуизен. В качестве варианта размещения правительственного кластера он назвал промзону «Москвич», впечатлившую гостей своими масштабами.

Ответственность за транспортные проблемы мегаполиса урбанисты дружно возложили на советскую систему градостроительного планирования. Если в Лондоне и Нью-Йорке на протяжении XX века старались развивать сотовую транспортную систему, то Москва упорно продолжала строить радиальные магистрали. «Новые дороги вам не нужны! — категоричны в своих оценках международные эксперты. — Они не решат проблему пробок, поскольку будут заполнены теми машинами, которые уже есть у москвичей, но пока не используются в ежедневном режиме». Оптимальным рецептом для Москвы они считают создание единого агентства, объединяющего под своей крышей все виды общественного транспорта. Такая структура есть в Лондоне и Франкфурте: она продает билеты, координирует расписание и время пересадок. Кроме того, необходимо убрать под землю перекрестки, организовать строительство дорог-связок между соседними территориями и интегрировать в городскую транспортную систему железные дороги.

Что касается системы городских парковок, то ее нынешнее состояние привело международных урбанистов в состояние, близкое к шоку. «Нужно запрещать стоянку на тротуарах или делать ее очень дорогой. То, что сейчас происходит, особенно внутри Садового кольца, это ненормальное явление», — резюмировали эксперты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру