По результатам ЕГЭ Москва снова впереди России всей: здесь и средний балл выше, и число высоко- и стобалльников больше чем в среднем по стране. Так, по биологии, рассказал «МК» замглавы столичного Департамента образования Николай Юренко, средний балл этого года составляет 59,8 против 59,3 в 2011 году. По ИКТ, соответственно, 69,4 и 64,5. По русскому языку — 67,5 и 66,5, по английскому — 69,5 и 69. И что особенно ценно, все это — "несмотря на то, что отличительной чертой этого года стала повышенная требовательность организаторов экзаменов«,— подчеркнул он.
Правда, некоторое снижение среднего балла показали история (с 57,3 в 2011 году до нынешних 56,9) и химия (с 61,1 до 60,9). Причем ухудшение оценок по истории отмечается по всей стране. Что же касается химии, то ее в этом году выбрали гораздо больше выпускников, чем прежде. По другим предметам прирост составил от 6 до 15%: ИКТ — на 300 человек, биологии — на 700 человек, химии — на 800 человек. А это значит, что на экзамены вслед за самыми сильными впервые потянулись и средне успевающие ребята. Учителя же, разъяснил «МК» проректор Московского института развития образования (МИОО) Иван Ященко, наконец «перестали пугать
Впрочем, «лучших» в Москве, согласно официальной статистике, тоже стало больше. В «весовой категории» от 80 до 100 баллов их число возросло по всем предметам. Число же стобалльников по ИКТ увеличилось с 4 до 45 человек (в 11 раз!), по русскому языку с 266 до 362, по английскому — с 9 до 16. Последний показатель, по словам Николая Юренко — «абсолютный рекорд по России. У нас стобалльников по английскому языку больше, чем во всех остальных регионах вместе взятых».
Другой рекорд Москвы этого года менее приятен. С ЕГЭ изгнано беспрецедентное число нарушителей — более 100 человек. В их числе троица, чей выход в интернет с экзамена засек федеральный мониторинг; все, кто выложили КИМы и были идентифицированы по новой маркировке; плюс выявленные бдительными наблюдателями владельцы несданных мобил.
Правда, видеокамеры, установленные в школах во время выборов, для наблюдения за порядком во время ЕГЭ не использовались: "Они все еще остаются собственностью избирательных комиссий. А нам их передадут, очевидно, лишь на будущий год«,— уточнил глава департамента образования Исаак Калина. Но кое-какие новшества по части борьбы со списыванием в этом году все же ввели. Охрана вооружилась неким ручным инструментом, позволяющим выявлять пронесенные в аудитории мобильные телефоны. А общественные наблюдатели обрели личную заинтересованность в выявлении случаев списывания: «Все наблюдатели в аудиториях, заметившие и удалившие нарушителей, будут поощрены за добросовестную работу,— сообщил Калина.— А те, кто разрешили пользоваться мобильниками на экзамене — именно разрешили, поскольку не заметить этого в аудитории, где сидит 15 человек нельзя — больше работать в системе образования не будут. По сути дела, они стали соучастниками нарушителей».
Чем именно будут поощрять отличившихся наблюдателей, Калина уточнять не стал, отметив «МК» лишь, что «происходить это будут по-разному». Да и «бой с мобилой», похоже, идет с переменным успехом. Телефонов на экзамене, отмечают в департаменте, и правда, стало меньше — видно,
Прояснилась и ситуация с ГИА (так называемым, «малым ЕГЭ» для девятиклассников). Причину технического сбоя, из-за которого не менее 5% выпускников получили незаслуженные «двойки» по математике и русскому, а результаты пришлось пересчитывать, ректор МИОО Алексей Семенов связал с тем, что, что «в этом году среди других нововведений в Москве результаты ГИА впервые стали доступны школьникам через портал госуслуг. Но компьютерщики не учли, что при обращении на портал за результатами десятков тысяч школьников он не выдержит. А следом не выдержали и серверы МИОО, куда мы перебросили всю информацию. Сейчас инцидент исчерпан: на сайте лежат правильные оценки, а те, кто с ними не согласны, могут оспорить их в апелляционных комиссиях». При этом «никакой задержки выдачи аттестатов не будет», —заверил он: Она состоится 21 июня..
Cправка «МК»
В Рособрнадзоре подведены предварительные итоги ЕГЭ по русскому языку в масштабах России. Экзамен сдавали 827 тыс. человек. Минимальное количество баллов ЕГЭ, свидетельствующих об освоении школьного курса русского, осталось прежним — 36 баллов. Однако в этом году оно было определено Комиссией по шкалированию Рособрнадзора заранее — в августе 2011 года. Не преодолели минимальный порог 3,1% участников. 100 баллов набрали 1897 человек. При этом все высокобалльные работы в Республике Калмыкия будут перепроверены Рособрнадзором.
Между тем в пятницу Общественная палата подвела итоги своей «горячей линии» ЕГЭ. До 10% жалоб по-прежнему связаны с жульничеством на экзаменах: дети описывают, как кому-то «вносят в аудиторию решенные КИМы». Но есть и новшества: выпускники стали жаловаться на обыски перед экзаменами. Зампред комиссии Любовь Духанина уточнила «МК»: «С этого года запрет на мобильные телефоны касается не их использования, а присутствия на экзамене. Кое-кто пытался это правило обойти. Например, берут с собой не один, а три аппарата: один — чтобы сдать официально, другой — чтобы отдать, если попадется позже, а третий — чтобы по нему получить подсказку. Если одежда свободная — это удавалось. Но, скажем, в кармане обтягивающих джинсов телефон виден. Детям стали говорить у входа: вынь телефон. А иногда, по их словам, и „обхлопывать“. И школьники стали жаловаться на „обыски“... В любом случае очевидно: механизма фиксации мобильных телефонов на экзаменах нет. И наша задача — отработать их к будущему году».
Чаще других на «горячую линию» звонили из Москвы. Больше других задавали вопросы об уважительных причинах неявки на экзамены и особенно — о правилах и сроках подачи апелляций. («Гвоздь сезона» — неинформированность выпускников, что удаленные с экзаменов смогут пересдать предмет лишь на будущий год. Осознание этого факта, подчеркивают в Общественной палате, «вызвало у многих шок»). Жаловались же, помимо указанных случаев, в основном, на отказы в приеме апелляций и на ситуации типа: «Я хотел подать заявку на сдачу ЕГЭ по географии, но директор школы не разрешил. Говорит, весь класс будет сдавать обществознание, и ты готовься вместе со всеми!» Лидером же этого года стала жалоба, что «никто не говорит, где и когда можно найти результаты ЕГЭ».
Подробный анализ обращений на «горячую линию ЕГЭ» еще впереди. Однако ряд предложений по совершенствованию ЕГЭ Общественная палата готова представить в президентскую комиссию уже сейчас. Это — создание независимой системы оценки качества знаний и увеличение продолжительности кампании ЕГЭ; введение двухуровневого ЕГЭ (на базовом и профильном уровнях); рассекречивание КИМов после экзаменов; жесткая фиксация сроков оглашения оценок. Чтобы снять жалобы на ограничения права ребенка на выбор предметов ЕГЭ, Общественная палата предлагает разрешить выпускникам подавать заявки на ЕГЭ без участия школы. Главное же, подчеркнула Духанина, — «формирование честной конкуренции. В школьном возрасте надо бороться не только с курением, но и с другими вредными привычками. Например, со стремлением победить в борьбе за бюджетное место в вузе любой ценой. Без этого идея честного, справедливого оценивания знаний посредством ЕГЭ становится нереализуемой. Решим эти проблемы — и ЕГЭ не будет проблемой ни для страны, ни для ребенка».