Голыши с «Калашами»

Аборигены самого изолированного поселения Африки обожают боди-арт и АК-47

Эти люди знают о существовании современной цивилизации, но предпочитают до сих пор жить фактически в каменном веке. Единственное сложное техническое устройство, позаимствованное ими у продвинутых инородцев, — это автомат Калашникова, а фирменное «ноу-хау» — специфические росписи на теле, при помощи которых мужчина может публично объявить о своей воинской неустрашимости, а заневестившаяся девушка — проанонсировать соплеменникам собственные сексуальные таланты: «Я хороша в постели».

Аборигены самого изолированного поселения Африки обожают боди-арт и АК-47

Среди всей экзотики Черного континента едва ли не самая труднодоступная достопримечательность — небольшое африканское племя сурма. Попасть в гости к нему действительно очень непросто. «Сурминцы» обосновались в глухих южных районах Эфиопии у границы с Суданом. Племя с незапамятных времен обитает на высоком плато, отгороженном от мира крутыми, почти отвесными горными склонами, по которым невозможно проложить хоть мало-мальски проезжую дорогу. Так что количество заезжих (точнее, захожих) гостей из числа неугомонных туристов в этих местах до сих пор исчисляется буквально единицами.

Африканские аборигены обожают боди-арт и АК-47

Африканские аборигены обожают боди-арт и АК-47

Смотрите фотогалерею по теме

Некоторые подробности о быте и нравах необычного племени корреспонденту «МК» довелось узнать от москвички Риммы Хайрутдиновой, которая несколько лет назад в составе маленькой группы из пяти российских путешественников-экстремалов сумела добраться до территории, где живут сурма.

— Они до сих пор стараются сохранить максимальную изолированность от внешнего мира. Эти люди отнюдь не жаждут налаживать «внешнеполитическую» и «внешнеэкономическую» деятельность, ограничиваясь лишь редкими вылазками в ближайшие («ближайшие» — это за много километров по труднопроходимым тропам. — А.Д.) эфиопские селения. У них вокруг каждой деревни поставлены наблюдательные пункты, чтобы легче обнаруживать пришельцев.

Лишь несколько лет назад сурма хотя бы отчасти смягчили режим добровольной самоизоляции. Незадолго до нашего визита к ним в племени случился настоящий цивилизационный прорыв — пятеро мальчиков-сурма были посланы учиться за полторы сотни километров от родных краев, в школу самого близко расположенного эфиопского городка. Нам повезло: уговорили одного из них быть проводником и переводчиком. Благодаря этому наше пребывание в гостях у сурма обошлось без серьезных инцидентов.

Судя по рассказам Хайрутдиновой, племя действительно «законсервировалось» на доисторическом уровне. Главное занятие этих аборигенов — разведение крупного рогатого скота. Практически никаких благ современной цивилизации они до сих пор не признают. Исключение сделано лишь для единственного механического устройства — автомата Калашникова.

— Едва ли не все взрослые мужчины племени постоянно ходят вооруженными. В руке носят боевую палку, которая называется донга, а через плечо — наш знаменитый АК-47. Автоматы они выменивают у жителей Судана. Перегоняют туда к ним стада коров и отдают по бартеру. Со слов мальчишки-переводчика мы поняли, что обменный курс очень простой: одну буренку меняют на один автомат. А из медных гильз от «калашниковых» местные умельцы приноровились делать браслеты для украшения рук.

Еще одна статья экспорта — кварцевый песок с высоким содержанием золота. Как удалось узнать членам экспедиции, на территории племени есть некая золотоносная река, которую аборигены никому не показывают. Они берут оттуда песок и обменивают его у эфиопов на ткани. Кроме того, в «столице» племени не так давно появился ларек, где можно купить, к примеру, такие необходимые в быту вещи, как спички или бритву.

Весьма своеобразна сурминская мода. Даже взрослые мужчины в племени ходят голыми. Единственная деталь одежды у них — сшитые из кожи чехольчики, надетые на интимное место. Но это отнюдь не признак стыдливости: сурма упаковывают свое «хозяйство» в такой футляр, чтобы уберечь его от назойливых мух и прочих насекомых. Женщины носят набедренные повязки и целые связки браслетов на руках и ногах. Ну а детвора, естественно, бегает в чем мать родила.

Все без исключения сурма увлекаются раскрашиванием собственных тел. Искусство боди-арта здесь устоялось в своей «фирменной», весьма простой технологии. Используются всего две краски: белый мел и оранжево-красная охра. Плюс естественный шоколадный цвет кожи. Рисунками может быть покрыта практически любая часть тела: спина, живот, руки, голова, грудь... Сперва делают «грунтовку»: человек окунается в корыто, наполненное разведенным в воде мелом. После того как белый меловой налет подсохнет, начинается таинство творчества. Проводя по «загрунтованному» телу смоченными в воде пальцами, снимают в нужных местах мел, и в результате появляется орнамент, состоящий из коричневых штрихов, — чаще всего это комбинации из волнистых линий, короткие завитушки, отдельные круги, точки... Ну а ради пущей красоты в рисунок добавляют мазки охрой (смешанной для липкости с говяжьим жиром). Эту краску считают писком моды, и потому обильное использование охряного тона является привилегией женщин и детей. Туземные дамы-модницы не только дополняют красными мазками орнаменты на теле, но и используют также в качестве косметики для лица: подрисовывают охрой брови, веки, губы...

Немногочисленные ученые, занимавшиеся исследованиями культуры сурма, полагают, что в росписях по телу может быть зашифровано имя аборигена, его возраст, степень богатства. Однако это лишь догадки: сами сурма на сей счет молчат как партизаны и не раскрывают своих племенных секретов. Также с некоторой долей сомнения наблюдатели заключили, что определенные фрагменты мужского боди-арта предназначены для оповещения всех окружающих: «Готов прикончить любого, кто придет сюда с дурными намерениями!» Ну а некоторые узоры на девичьих телах могут служить приманкой для представителей сильного пола, предупреждая без ложной скромности: «Я хороша в постели», а то и вовсе категорично: «Возьми меня в жены!». Пикантность данной ситуации придает то, что чаще всего женские тела разрисовывают мужчины. (К слову сказать, невесты у сурма — едва ли не самый дорогой товар: за будущую спутницу жизни нужно отдать порой целое стадо коров.)

В племени очень любят брить «под ноль» волосы на голове, причем и женщины тоже. (Правда, самые «стильные» аборигены предпочитают оставлять маленький круглый кустик на макушке.) Кроме того, представительницы прекрасного пола охотно украшают себя особого вида татуировкой. Сделанные на коже надрезы воспаляются, гноятся, нарывают, зато в итоге после заживления остаются аккуратные глянцевые рубцы-бугорки, образующие на руках, плечах, груди геометрические орнаменты. Такой процесс татуажа, наверное, не слишком приятен, но он не идет ни в какое сравнение с другим косметическим приемом, практикуемым местными дамами.

— Этой процедуре девушка подвергается приблизительно в 20-летнем возрасте, когда приходит пора выходить замуж. Под нижней губой делают широкий разрез, каким-то образом его растягивают (мы сами этого действия не видели) и вставляют в образовавшееся отверстие плоский диск в форме круга или половинки круга, сделанный из дерева или керамики. Причем в торцевой части даже канавка предусмотрена: в нее женщина заправляет опоясывающую диск часть нижней губы.

На протяжении последующего года «имплантаты» меняют, постепенно все увеличивая их размер. В конце концов в нижней губе может оказаться диск величиной с чайное блюдце! (Тут работает принцип «чем больше, тем лучше»: ведь итоговый размер пластины зависит от того, насколько велико приданое у невесты.)

Увиденные на фотографиях туземные барышни производят сильное впечатление. Не знаю, как там насчет красоты по местным понятиям, но уж целоваться, имея такую штуковину в губе, точно нет никакой возможности.

— Мы пробыли в племени целую неделю, — продолжила свой рассказ Римма. — Первоначально местные жители были не очень довольны нашим появлением. Но уже на третий-четвертый день, убедившись, что мы не представляем опасности, стали относиться получше. Удалось даже поприсутствовать на одном из местных ритуальных действий — палочной битве. У сурма это что-то вроде рыцарского турнира. В честь каждого мало-мальски важного события — сбора урожая, например, — устраивают сражения между мужчинами из разных селений.

Бойцы специально готовятся к «побоищу». Они исполняют заводные танцы, подкрепляются коровьим молоком, смешанным с коровьей же кровью. Потом еще пьют какой-то особый состав, и их от него начинает рвать — буквально фонтаном. Видимо, это такой своеобразный ритуал очищения... Толпа зрителей-болельщиков образует большой круг, внутри которого сражаются сразу несколько пар. Длинными палками они орудуют очень ловко, как мечами или палицами, и лупят друг друга без всякой пощады: ранят тело, разбивают головы в кровь... При нас одного из таких гладиаторов, кажется, даже убили...

К немногочисленным туристам — гостям из Европы и Америки — аборигены традиционно демонстрируют нарочито пренебрежительное и высокомерное отношение. Практически все путешественники, побывавшие в этом труднодоступном уголке Африканского континента, отмечают, что представители племени, даже дети, не клянчат деньги. А когда на них наводят объектив фото- или видеокамеры, они милостиво позволяют себя фотографировать, но при этом всячески демонстрируют, что им наплевать на все эти суперсовременные технические финтифлюшки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру