«Большой брат» спасет заключенных

ФСИН согласилось с правозащитниками

Применять силу к заключенным тюремщики смогут в будущем только под контролем видеокамер. И определять в «одиночку» или штрафной изолятор арестанта станут лишь в случае, если его провинность подтверждена фото или видео. ФСИН поддержало идею правозащитников о применении санкций в отношении арестантов в исключительных случаях, каждый из которых будет документирован не только на бумаге.

ФСИН согласилось с правозащитниками

- Во время посещения изоляторов и колоний мы видели заключенных, которых помещали в ШИЗО фактически ни за что, - уверяет руководитель проекта «Гулагу. Нет» Владимир Осечкин. – Поводом могло стать то, что человек не поздоровался, поставил ботинки не в том месте, не заправил правильно кровать. Причем, сами заключенные уверяли, что делали все правильно. Были случаи, когда в карцер попадали люди за то, что они отказывались носить тюремную робу, которая на них просто не налезала (была на 3 размера меньше).

При этом доказать, кто был в реальности не прав, очень сложно. Вот и предлагается применять санкции только с учетом доказательств. Это может быть видео или фото. И затем эти материалы лягут в основу решения по условно-досрочному освобождению. Судьи не будут слепо верить заключению администрации колонии, что не надо выпускать заключенного по УДО, поскольку он злостных нарушитель порядка и был несколько раз в ШИЗО. Служители Фемиды смогут своими глазами увидеть - был ли повод для водворения или нет.

На прошедшей на днях коллегии в Минюсте поддержали инициативу. Применять систему видеофиксации станут обязательно и в случаях, когда решено использовать наручники, резиновую дубинку. Особенно это касается ситуаций, когда в тюрьму вызывается отряд спецназа ФСИН. Правозащитники, правда, уверяют, что обычно даже видеокамеры в коридорах в эти моменты «выходят из строя» или «находятся на ремонте». Они предлагают свой выход: обязать информировать членов ОНК о профилактических работах и заменах камер заранее, чтобы те могли проверить - так ли это.

Примечательно, что зачастую в ШОЗО водворяют тех, кто пишет много жалоб во все инстанции. В штрафном изоляторе заключенный «строчить» заявления не может хотя бы потому, что там запрещены сегодня письменные принадлежности. Так вот предполагается, что в будущем арестантам позволят брать с собой в ШИЗО ручки, бумагу и конверты.

Кроме того, список разрешенных вещей и предметов для арестантов планируется пересмотреть. Дело в том, что он безнадежно устарел, сейчас в нем нет даже чайников и стиральных порошков. Предполагается, что перечень будут ежегодно обновлять с учетом появления на рынке новых продуктов и непродовольственных товаров. Не исключено, что заключенным разрешат заказывать книги по интернету. Сегодня они могут либо взять их в библиотеке, либо сделать это через специальный тюремный интернет-магазин, но ассортимент изданий там очень ограничен.

На прошедшем в пятницу, 1 марта, в ГосДуме круглом столе по контролю за правами человека в местах лишения свободы был обнародован проект документа, который позволит журналистам входить в состав общественно-наблюдательных комиссии. А вот число силовиков резко ограничат (сейчас в некоторых в регионах в ОНК входят бывшие работники СИЗО, бывшие следователи, прокуроры).

- Вообще полномочий к членов ОНК будет больше, но и ответственности тоже, - говорит правозащитник Антон Цветков. - Их обяжут в течении короткого времени (2-3 дней) после посещения места лишения свободы написать подробный отчет. За сокрытие фактов или за предоставления ложных сведений они понесут наказание.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру