Единый учебник истории придет в школы уже через пару лет

Главной задачей предмета станет воспитание патриотов России

04.03.2013 в 20:10, просмотров: 2260

«История с историей» набирает обороты. На смену нынешним десяткам пособий, излагающих прошлое нашей страны как бог на душу положит, придет единый, выдержанный в духе государственной политики учебник. К работе над ним вскоре приступят авторские коллективы.

Единый учебник истории придет в школы уже через пару лет

Работа над суперучебником будет выстроена таким образом, разъяснил директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян:

-- Как только будет готово поручение президента, будут созданы рабочие группы с участием представителей Российской академии наук, ассоциаций российских историков и учителей. Затем – широкое общественно-профессиональное обсуждение концепции учебника, а после него можно создавать и авторские коллективы. Один – для начальной школы, другой – для средней и третий – для профильных классов с углубленным изучением истории.

Останется ли в итоге этой работы по одному учебнику истории на каждую параллель, пока неясно. Возможно, нет, поскольку «единый не значит единственный»,-- отметил «МК» директор Института российской истории РАН Юрий Петров. Однако в любом случае этот плод (или плоды) авторских коллективов «будут отбираться на конкурсной основе, причем через конкурс педагогов, а не чиновников,-- дополнил Александр Чубарьян.—А выставить на этот конкурс можно хоть десяток разных учебников. Главное, чтобы у них была общая концепция».

Сверх-идея нового учебника, по словам Юрия Петрова, заключается в «воспитании уважения. Мы должны закончить эпоху самооплевывания и очернения нашей истории. Но это не будет и лакировка действительности. Мы должны показать все страницы нашей истории – и трагические, и героические». А это – задача нелегкая, согласились историки.

Чтобы не сбиться, младшим школьникам предмет будут излагать проще. В 10-11-х классах, где у нас заново проходят весь курс отечественной истории – уже с некоторыми нюансами. А учащимся профилированных классов -- и вовсе с разными точками зрения на спорные проблемы. При этом всех школьников будут готовить к встрече с псевдоисторической беллетристикой, а потому учить отличать «развесистую клюкву» от реальных исторических событий.

Другая идея – усилить компонент отечественной истории в общем школьном курсе (Россия – единственная страна, где изучают историю не только собственного отечества, но и мировую). Кроме того, после долгого перерыва в курс войдет история окраин царской, а затем и советской империи. «А то они про нас пишут – и такое! А мы про них – нет»,-- жалуются историки.

При этом не будут обойдены и сложные вопросы. Например, присоединения к России Украины. Или Кавказа. Да и личностям, вроде Ленина или Сталина, историки обещают дать «объективную оценку». Так что ни Катынь, ни репрессии 30-40-50-х годов из курса не исчезнут, заверил Чубарьян. При этом написать единый курс историки обещают интересно: «Этот учебник не должен быть построен на сухих социологических схемах – их не запоминают даже старшеклассники,-- отметил он.—Историю надо давать в столкновении людей, исторических личностей. Она должна быть интересной!» Вот такой вот нас ждет «единый курс».

Впрочем, нет худа без добра. Неконтролируемая школьная история, видимо, так досадила властям, что они готовы покуситься на святое – вернуть в недавно утвержденный федеральный стандарт среднего образования исчезнувшую оттуда содержательную часть. Во всяком случае, идею возврата в стандарт перечня изучаемых тем впервые высказал глава думского комитета по образованию Александр Дегтярев, в то время, как до сих пор отсутствие четких указаний на то, чему именно должны учить детей в рамках того или иного школьного предмета, огорчало одних лишь оппонентов принятого стандарта.

Есть и еще кое-что. По словам Александра Чубарьяна, «настало время навести порядок в ЕГЭ. Для истории и литературе важно выявлять не столько знание конкретных фактов, сколько умение понимать и оценивать события. В Минобрнауки как раз рассматривается идея изменения ЕГЭ по истории и по литературе в этом духе. Лично я считаю, что сделать это надо, дополнив письменную, тестовую часть экзаменов устным собеседованием».