Что касается самого документа, то в нём говорится, что общественные объединения создаются по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы граждан, достигших 18-летнего возраста.
Народные дружины решают на территории своего поселения или городского округа те же проблемы, что и правоохранительные органы. За работой таких дружин будут смотреть командиры, избранные членами дружины по согласованию с органами местного самоуправления поселения или городского округа, а также правоохранительными структурами.
Общественных защитников не наделяют правом носить с собой оружие, однако им разрешено применять физическую силу по отношению к правонарушителям. Но бить можно не всех. Например, запрещено применять физическую силу в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен. Исключением является, если несовершеннолетние совершают вооруженное либо групповое нападение.
Путь в дружину закрыт несовершеннолетним, лицам имеющим неснятую или непогашенную судимость, ранее осужденным за умышленные преступления. А также наркоманам и алкоголикам.
Однако дружинник формально не будет считаться внештатным сотрудником полиции. Фрилансерами правоохранительных органов станут члены другой организации, создаваемой из числа членов казачьих обществ. Вступить в эту организацию может также лишь совершеннолетний, который «по своим деловым качествам и состоянию здоровья способен оказывать полиции помощь в качестве внештатного сотрудника».
Отдельно от законопроекта будут внесены и поправки в КоАП. За невыполнение требований дружинника и воспрепятствованию его законной деятельности предусматривается административный штраф в размере от 500 до 2500 рублей.
Эксперт «МК», Ольга Костина, лидер общественной организации «Сопротивление», член Общественной палаты Российской Федерации, правозащитница, считает:
- Довольно давно уже существует московский закон о народных дружинах, который регламентирует участие граждан, желающих помочь правоохранительным органам в порядке. И работает он хорошо. Я видела работу московских дружинников, она не то чтобы не вызывает нареканий, но и является очень эффективной. К их мнению прислушиваются всерьёз. Перенесение подобного опыта на всю страну — не плохо. Но меня смущает, что в последнее время расплодилось разное количество инициатив. Например, казаческие дружины. Просто у каждого будут свои подходы. Это приведёт к столкновению мнений.
Главный тезис работы народных дружин — функционировать только в рамках закона и только совместно с полицией. Эти люди не должны подменять полномочия полиции. Как, например, ЧОПы не имеют право пресекать что-либо. И также дружинники не должны изображать из себя полицию. На мой взгляд, сама по себе идея очень хорошая и я видела на примере Москвы, что это действительно работает. Но нужно чётко регламентировать деятельность защитников порядка.