— Такого нет во всем мире, — пояснил «МК» председатель Попечительского совета СИЗО-1 Константин Анциферов. — В Америке, к примеру, заключенному можно отправить лишь электронное письмо, стоит оно 10 долларов, а идет больше недели. Наша система позволяет людям за решеткой не терять связи с миром, с помощью нового приложения можно получить с воли не только текст, но и фото своего ребенка, жены, родителей.
Отправка фотографии стоит столько же, ее распечатывает на принтере девушка-цензор и вручает заключенному через окошко для выдачи пищи. Правда, принтер в «Крестах» пока черно-белый, но качество картинки приемлемое, «сидельцы» рассказали, что разглядеть на фото дорогих сердцу людей не составляет труда. Все тексты писем, присланных с воли при помощи нового приложения (обычно это 2-2,5 тысячи печатных знаков), как и прежде, проходят цензуру. Но занимает процесс не столько времени, как раньше, когда письма работники «Крестов» забирали из почтового отделения скопом, тяжелыми сумками и долго потом еще сортировали и читали.

А главное — арестант может так же быстро ответить своим близким. Текст он пишет от руки, потом письмо сканируется работником тюрьмы и отсылается в обратную сторону. Таким образом, семья или друзья, знающие почерк заключенного, могут получить подтверждение того, что с их близкими все в порядке. Кстати, о каждом этапе обработки сообщения клиенты сервиса получают уведомления: проверено ли сообщение цензором, когда доставлено адресату, это очень удобно.
— Недавно я получил из дома фотографию, УЗИ моей жены, — рассказал «МК» один из заключенных, — не представляете, как был рад! С помощью новой системы я уже получил 5 писем: от мамы, брата, друзей. Конечно, настроение сразу стало лучше.

Тюремное начальство утверждает, что поток писем, отправленных с телефонов, пока не велик – около 30 в день. Но лиха беда начало! Если тестирование новой системы в «Крестах» пройдет успешно, ее применят и в СИЗО-5 в Москве, а также в нескольких исправительных учреждениях Сибири, а в перспективе будут внедрять во всех тюрьмах страны. Правда, у цензоров уже сейчас возникают «международные» проблемы. Прочесть сообщения, присланные на иностранных языках, пока нет возможности. Ни штатных переводчиков, ни дополнительных средств в «Крестах» на это не имеется. Стараются, конечно, выйти из положения. Кто-то из работников знает английский, а вот с итальянским или таджикским все гораздо сложнее. Такие письма тоже есть, они пока отправляются в архив.

