Россияне будут судиться с государством в особых судах

В Госдуму внесены законопроекты на эту тему

1 января 2014 года суды будут по специальной процедуре рассматривать т.н. «административные дела» - иски граждан, СМИ и некоммерческих организаций против органов власти разных уровней, избиркомов и отдельных чиновников. Пакет законопроектов, внесенный президентом в Госдуму, реализует положение Конституции, которое «спит» почти 20 лет.

В Госдуму внесены законопроекты на эту тему

О том, что в России следует создать специальные «административные суды» говорят давно. С 2000 года в Госдуме без движения лежит пакет законопроектов на эту тему, подготовленный Верховным судом: он предполагал значительные бюджетные затраты на увеличение штата судей. И вот 13 лет спустя, выполняя предвыборное обещание, свою инициативу на ту же тему внес глава государства, но специальных судов с новыми штатами и помещениями для рассмотрения споров гражданина с государством он создавать уже не предлагает. Концепция реформы сводится к тому, что те же судьи судов общей юрисдикции будут, наряду с гражданскими, уголовными делами и делами об административных правонарушениях рассматривать и т.н. «административные дела», руководствуясь специальным Кодексом об административном судопроизводстве. Это позволит сократить расходы на внедрение новых норм до 2,1 млрд. рублей, утверждает финансово-экономическое обоснование к кодексу.

По «административной» части пойдут все иски, оспаривающие результаты выборов, нарушения избирательного законодательства избиркомами, иски СМИ, оспаривающих решение о прекращении их деятельности (сейчас это делается в рамках гражданского процесса), иски о приостановлении деятельности или прекращении деятельности партий, религиозных организаций, НКО. А также иски, в которых граждане и НКО пытаются доказать, что с них незаконно взыскали налог или другой платеж в пользу государства, оспорить тот или иной закон, указ или постановление, дела о принудительной госпитализации в психдиспансер или принудительное психиатрическое освидетельствование, о реадмиссии и компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки.

Одна из главных особенностей административного судопроизводства - это то, что обязанность доказывать законность оспариваемого документа, решения, законность действия (бездействия) чиновника или органа госвласти возлагается не на того, кто жалуется в суд, а на того, на кого жалуются. Представить «фактические данные», которые подтверждали бы обоснованность возражений представителя государства, должен он. Интересно, как должны выглядеть «фактические данные» применительно к искам, оспаривающим результаты выборов на том или ином участке? Кроме как пересчетом бюллетеней доказать, что все посчитано правильно, едва ли возможно...

Истец должен в заявлении лишь указать, какому закону, указу или постановлению противоречат оспариваемые им решения или действия, и подтвердить, что они нарушили или могут нарушить интересы гражданина или неопределенного круга лиц. В споре между гражданином или общественной организацией и государством силы сторон заведомо не равны (государство всегда сильнее), говорится в пояснительной записке к пакету законопроектов, и судебная практика должна быть изначально ориентирована на защиту интересов и прав слабой стороны в споре.

Административные дела, которые теперь придется терминологически отличать от дел об административных правонарушениях, будут рассматриваться коллегиально, если речь идет об оспаривании указов президента, постановлений правительства и исках к Центризбиркому. В остальных случаях решение сможет принимать судья единолично. В отличие от процессов по уголовным или гражданским делам, он получает право самостоятельно истребовать доказательства.

Административные дела должны рассматриваться Верховным судом - в срок до 3 месяцев со дня подачи иска, а районными судами или судами субъекта Федерации - в срок до 2 месяцев. Лишь в сложных случаях срок можно продлить не более чем на месяц. Предлагается зарепить возможность ускоренного рассмотрения дел (даже в письменном виде, когда на жалобу гражданина судья отвечает без проведения заседаний), а также возможность участия в заседании посредством видео-конференц связи.

За злостную неявку ответчика или свидетеля, непредоставление запрошенных документов или другое неуважение к суду предлагается наказывать штрафами: государственный орган - на сумму до 100 тысяч рублей, организацию - до 50 тысяч рублей, должностное лицо - до 30 тысяч рублей, муниципального или рядового госслужащего - до 10 тысяч рублей.

Первое чтение законопроектов из этого пакета состоится в мае.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру