Остаться в живых в Ан-2 не удалось никому

В Свердловской области нашли останки самолета Ан-2

05.05.2013 в 14:27, просмотров: 11490

Предположительно это тот самый борт-призрак RA-40312, который вылетел из уральского города Серова год назад и пропал беследно.

Остаться в живых в Ан-2 не удалось никому

В минувшую субботу два охотника из Серова (Свердловская область) обнаружили предполагаемое место крушения самолета Ан-2 в 8 км от города. Самолет пропал 11 июня 2012 года. Почти год его поисками занимались спасатели, следователи, экстрасенсы и добровольцы, но безуспешно. Пропавший борт даже сравнивали с самолетом из популярного американского сериала «Остаться в живых». Родственники тех, кто совершенно случайно в тот злополучный день оказались на борту «Аннушки», до последнего верили, что самолет попал в какую-то аномальную зону, откуда не доходят сигналы радиомаяка, но людям удалось спастись. Они просто не могут сообщить об этом. Но по свидетельствам очевидцев страшной находки, найденный ими «Ан-2» сильно обгорел, а рядом разбросаны в огромном количестве человеческие кости. Судя по всему, смерть потерпевших крушение была мгновенной – и спастись никому не удалось.

«В начале мы подумали, что это следы рухнувшей опоры ЛЭП, но потом сообразили, какая в тайге может быть линия электропередач,» - делились впечатлениями местные жители Серова, первыми обнаружившие останки пропавшего Ан-2.

На них Сергей Скрябин и Александр Кузнецов наткнулись под вечер, когда испытывали в тайге самодельный вездеход. Крыло самолета без обшивки сквозь стволы деревьев выглядело в сумеречном свете действительно как металлическая опора. Вокруг болота, поэтому подходить ближе в надвигающейся темноте мужчины побоялись, сообщать в милицию о своей находке они тоже не спешили. Этому были серьезные причины.

За первые полгода со дня исчезновения самолета МЧС и милицию завалили подобными сообщениями. В поисках борта было задействовано кроме пешей группировки два десятка воздушных судов Росавиации, МЧС и даже космический спутник. Спасатели обследовали территорию площадью около трех тысяч кв км, а с помощью авиации - более 300 тыс. кв км. Во время поисков удалось найти другой Ан-2, пропавший в 1980-х годах, а также останки вертолета Ми-8. Однако найти след борта-призрака RA-40312 так и не удалось, поэтому официально в ноябре прошлого года поиски пропавшего самолета были прекращены.

На следующий день жители Серова продолжили поиски самолета. Не смотря на то, что накануне они зафиксировали точку поисков с помощью GPS-навигатора, они нашли обломки с большим трудом. Самолет во время крушения буквально штопором вошел с трясину. На поверхности осталась лишь выхлопная труба. Винт, кабина с доской приборов – все ушло в топь. Обшивка самолета вся разлетелась или оплавилась, запах гари стоит такой сильный, как будто трагедия произошла только вчера. Визуально идентифицировать тот ли это самый борт с номером RA-40312 с ходу невозможно - ни номера, ни названия авиакомпании на корпусе не сохранилось.

Но, когда охотники пробрались к самолету поближе, то обнаружили, что в салоне полно человеческих костей. «Похоже, что от удара внутренности пилота и пассажиров просто разметало,» - делились впечатлениями позже очевидцы страшной находки.

«МК» давно следит за поисками пропавшего самолета, осенью прошлого года сперкорр нашей газеты Светлана Самоделова провела свое собственное расследование и выяснила, что трагедия с Ан-2 – это лишь итог всей той бесхозяйственности и разрухи, которая царит в малой гражданской авиации. Особенно в такой глубокой провинции, какой является маленький аэродром Серова.

Во-первых, борт RA-40312 вылетел без разрешения наземных служб, и это нередкая практика в тех местах. В ходе разбирательств выяснилось, что каждый летчик малой авиации может выписать себе путевку, сам себя освидетельствовать и полететь. И пилот Кашапов, который посадил на борт 12 человек, нарушил только одно: взял с собой в полет пассажиров.

На борту воздушного судна находилось 11 пассажиров, в том числе начальник ГИБДД города Дмитрий Ушаков и его подчиненный Максим Маевский. В связи с пропажей самолета возбуждено уголовное дело по ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц). В рамках следствия было выяснено, что Дмитрий Ушаков в тот вечер обзвонил чуть ли не половину своих сотрудников – приглашая в полет. Дело в том, что чем больше бы «загрузилось» пассажиров, тем дешевле была поездка для каждого из них.

Но было уже поздно, одни находились на даче, к другим приехали гости. Бывший инспектор ГИБДД Сергей Фролов, например, опоздал подняться в небо. А ведь так хотел! За свои 38 лет он ни разу не летал на самолете. А действующий сотрудник — 24-летний Максим Маевский — успел. Еще и прихватил с собой сестру Оксану, с которой они были погодки, и ее жениха из Екатеринбурга Максима Глинских. Молодые люди подали заявление в загс, ждали в гости родителей жениха. Оксана, парикмахер по профессии, нарядилась в нарядное длинное шифоновое платье. В таком вот, почти бальном, одеянии и приехала на такси в аэропорт.

Попала на борт и случайная знакомая Максима Маевского — 20-летняя Людмила Гагарина. Девушка была родом из поселка Гари, из многодетной семьи.

Судьба невероятным образом собрала пассажиров в злополучный рейс. Женя Тренихин, работающий машинистом-обходчиком на Серовской ГЭС, позвал в полет коллегу, 30-летнего Дениса Баранова, с которым вместе рыбачил и охотился. Тот взял машину и помчался в аэропорт.

Когда Ушаков дозвонился до 29-летнего Григория Шаада, ярого велотуриста и фотографа, тот лежал в постели с высокой температурой. Но возможность сделать снимки гор с высоты птичьего полета упустить не смог. Когда оделся, выскочил на улицу, машина с попутчиками уже заворачивала за угол, стал махать руками, свистеть, в результате успел заскочить в салон.

Антон и Юлия Сафоновы и вовсе пришли на аэродром, по свидетельству родственников, чтобы запустить воздушного змея. 31-летний Антон работал охранником на местном предприятии «Уфалейникель». Юлии исполнилось 33. «Это лучшая наша лаборантка, — говорят ее коллеги по поликлинике №1. — У ее родителей было три дочери. Младшая девочка в 14 лет погибла от удара током. Теперь вот трагедия с Юлей…

Одно место оказалось свободным, и в салон забрался 67- летний сторож Юрий Соболев. Заскочил в самолет в чем был — в майке и домашних тапочках. Кстати, жена Юрия – Валентина, начальник посадочной полосы местного аэродрома.

В полет люди собирались в необъяснимой спешке. Пилот Кашапов, например, не взял с собой пилотную сумку с картами и дополнительными средствами экстренной связи и радиомаяками. А в трех припаркованных у взлетки автомобилях пассажиров «Ан-2» остались включенными магнитолы, а на приборных досках — рабочие мобильные телефоны и документы.

Около 23.00 «кукурузник» ушел в свой последний полет. На Северном Урале в это время еще довольно светло. Летать планировали минут 20–30. Вернувшийся из Оренбурга второй пилот Валерий Кузовенков увидел уже бегущий по взлетке «Ан-2». Самолет шел тяжело, один раз даже задел шасси кусты.

Вторым трагическим фактором, способствующем гибели самолета, стало то, что незадолго до этого происшествия диспетчерский пункт, обеспечивавший связь для судов малой авиации, пролетающих над севером Свердловской области, был расформирован. После этого малая авиация на Урале «оглохла». Старший диспетчер Сосьвинского аэропорта Владимир Пахмутов, отработавший там 27 лет, признавался: «Авиация в нашей области сейчас летает так: утром звонят по телефону, что вылетают, а вечером звонят и сообщают, что прилетели. Случись что в пути — судно просто исчезнет в тайге, не имея возможности сообщить о беде».

Было много версий, почему поиски пропавшего 11 июня «Ан-2», ничего не дали. В том числе выдвигали совершенно мистические теории. Например, спасатели на земле и летчики в небе рассказывали, что они попадали в зоны, где всем становилось не по себе. У летчиков и наблюдателей на борту разом начинала кружиться голова, непомерно тянуло в сон. Ребята-поисковики внизу чуть ли не теряли сознание. Проскакивали определенные участки, и голова у всех прояснялась. И именно в этих зонах, как признавались спасатели, не работал даже спутниковый телефон.

Объясняли это тем, что из-за магнитных аномалий — близко к поверхности земли залегает железная руда — стрелка компаса отклонялась почти на 30 градусов, бесполезными были и тепловизоры. В тайге - полно зверья. Специалисты говорят, что приборы бы срабатывали на каждого медведя, волка или росомаху.

За время поисков почти 300 тысяч «квадратов» просмотрено летчиками и наблюдателями с почти двух десятков воздушных судов. По предварительным подсчетам, на поиски потрачено почти 200 млн рублей.

«Трагедия с «Ан-2» — результат неконтролируемости и безнаказанности», — рассуждали жители Серова. Но вместе с тем, они продолжали верить, что их родные и близкие живы. Ведь многие из пассажиров того злополучного рейса были опытными охотниками, которые могли выжить в экстремальных условиях непроходимой тайги. Но этим надеждам не суждено было сбыться…

Начальник свердловской полиции Михаил Бородин дал указание ОВД Серова провести весь необходимый комплекс поисковых мероприятий и действовать в тесном взаимодействии с управлением СКР на транспорте и МЧС. По сообщению пресс-службы регионального управления МВД России, сейчас сотрудники серовской полиции совместно с коллегами из регионального МЧС и следователями СКР на транспорте, организовывают выезд на место, указанное охотниками из Серова, которые обнаружили останки самолета. Туда направляется спецтехника и специалисты. По словам полицейских, добраться до предполагаемого места падения самолета можно только на гусеничном транспорте.