Самолет легендарного летчика Леваневского будут искать при помощи магнитометров

Энтузиасты надеются обнаружить у берегов Аляски останки пропавшего в 1937 году Героя Советского Союза

12 августа 1937 года случилось событие, породившее одну из самых известных тайн в истории мировой авиации. С подмосковного аэродрома стартовал громадный четырехмоторный самолет ДБА с номером «Н-209», на котором команда во главе со знаменитым летчиком, Героем Советского Союза Сигизмундом Леваневским должна была перелететь из СССР в Америку через Северный полюс. Больше эту крылатую машину и ее экипаж никто не видел, – они пропали где-то среди арктических льдов. Поиски экипажа Леваневского тогда так и не дали результата, но теперь, 76 лет спустя, должна состояться экспедиция, участники которой надеются при помощи современной техники «нащупать», наконец, следы погибшего самолета.

Энтузиасты надеются обнаружить у берегов Аляски останки пропавшего в 1937 году Героя Советского Союза
Юрий Сальников у памятника экипажу «Н-209».

Подробности уникального для нас поискового проекта корреспондент «МК» узнал от его инициаторов после окончания мемориальной церемонии – возложения цветов к памятнику членам экипажа самолета «Н-209».

Вы о таком и не слыхали? Ничего удивительного: ведь этот мемориальный знак установлен на «режимной» территории – на одной из площадок космического научно-производственного центра им. Хруничева. Существовавший здесь в довоенные годы завод №22 и изготовил опытный образец самолета ДБА, на котором Леваневский решил лететь через Арктику. Памятник был установлен несколько лет назад.

Среди тех, кто пришел в этот раз к нему, чтобы почтить память погибших летчиков, – внучатый племянник радиста с «Н-209» Николая Галковского Андрей Подольский, режиссер-документалист Юрий Сальников. Совсем скоро им обоим предстоит отправиться на Аляску, чтобы попробовать провести обследование морского дна Ледовитого океана в одном из предполагаемых районов гибели самолета ДБА с воздуха при помощи магнитометров.

– Идея такого поиска возникла еще несколько лет назад, но приступить к подготовке ее реального осуществления удалось лишь в феврале этого года, – рассказывает научный руководитель экспедиции Андрей Подольский. – Конечно, все упиралось в средства. Сейчас, эта проблема хотя бы по самому минимуму решена – в том числе и благодаря гранту, полученному от Русского географического общества.

– Предстоит «прозвонить» около 60 квадратных километров прибрежного шельфа, – уточняет задачу Юрий Сальников. – Мы собираемся обследовать дно там, где мог потерпеть аварию «Н-209», согласно свидетельствам, оставленным американским любителем арктических путешествий Х. Келлемсом. Летом 1938 года неподалеку от устья реки Колвилл на Аляске он встретил местных эскимосов – инуитов, которые рассказали, что 15 августа 1937 года они услышали громкий гул моторов и увидели в бинокль большой самолет, двигавшийся на восток между островами Тзитис и Спай. Крылатая машина двигалась очень низко, дважды она даже коснулась воды, а в третий раз рухнула в море. Когда на следующий день аборигены приплыли в район этого места, они увидели на поверхности только большое масляное пятно. Попытки самого Келлемса обнаружить на дне огромную металлическую машину, пользуясь в качестве датчика обыкновенным компасом, не дали результата.

Фото 1930-х годов.

– Мы предполагаем использовать современные методы дистанционного обследования дна при помощи магнитометрии, – поясняет Подольский. – Будет задействовано самое подходящее для точного обнаружения на дне металлических объектов оборудование – так называемые градиентометры. Нам удалось договориться с зарубежными специалистами, которые уже имеют опыт поисковой работы с подобной техникой. В обнаружении останков самолета Леваневского будут участвовать двое американски ученых-геофизиков, а также канадец Билл Тума. Он известен тем, что несколько лет назад сумел, благодаря магнитометру, найти с воздуха военный самолет, пропавший над Гренландией во время Второй мировой. Эта машина в итоге оказалась вмерзшей в сплошной ледяной массив на глубине 13 метров! Между тем, толща воды в районе наших будущих поисков – максимум 10-12 метров... Помощь в обеспечении экспедиции авиационной техникой готов оказать американец – энтузиаст изучения истории полярной авиации. Как видите, за океаном проявляют большой интерес к экспедиции, благодаря которой может быть раскрыта одна из тайн прошлого века. Да и вообще с долей горечи должен заметить, что на Аляске про летчика Леваневского знают сейчас гораздо больше людей, чем у нас в России.

Если не возникнет проблем с получением виз, вылет в США запланирован на 3 сентября, а вся экспедиция продлится недели две. Экспедиционный этап нынешнего года мы называем рекогносцировочным. Дело в том, что территория предстоящих поисков труднодоступная не только по природным условиям и отдаленности своей, но еще и по причине того, что это – закрытая зона системы ПВО США, а кроме того эти места считаются вотчиной инуитов, которым дано право здесь распоряжаться. Так что нам придется уже по прибытии на Аляску «разруливать» ситуацию и получать «допуск» в интересующий нас «квадрат».

Сигизмунд Леваневский

– Даже если ваши предположения о том, что именно там произошла катастрофа с самолетом Леваневского, верны, есть ли шанс найти на дне хоть какие-то обломки и останки? Ведь уже столько лет прошло...

– Вспомните сравнительно недавнюю историю с обнаружением на дне моря обломков самолета известного французского писателя и военного летчика Сент-Экзюпери. С того дня, как он не вернулся с боевого задания прошло более полувека, и вот нашли на дне браслет, отыскали какие-то обломки... Главное – не прекращать поиск, верить в удачу!

25 января 1935 г. вышла серия почтовых марок СССР «Спасение челюскинцев» с портретами летчиков — первых Героев Советского Союза. Под изображением каждого летчика были нарисованы две ветви лаврового дерева. Единственное исключение — марка, посвященная С.Леваневскому. На ней ветви разные: одна лавровая — ветвь победителя, а другая миртовая — знак траура. Автор серии художник В.Завьялов говорил, что это получилось случайно. Однако по странному совпадению через два года С.Леваневский погиб — первым из Героев Советского Союза.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26306 от 14 августа 2013

Заголовок в газете: Самолет Леваневского будут искать магнитометрами

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру