Организатор — Комиссия ОП по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов под руководством Георгия Федорова — смогла усадить за один стол представителей городской власти, "Ростелекома" и жителей Юго-Западного округа, где проходит эксперимент по расширению программы "Безопасный город".
Напомним, что программа эта реализуется столичными властями уже несколько лет. Ее смысл — в установке видеонаблюдения в местах повышенной опасности: метрополитене, местах скопления людей и т.п. Теперь дошла очередь до домов: видеокамеры будут монтировать во дворах, около и внутри подъездов. Правда, москвичам еще памятна история недавних времен, когда установленные на дверях подъездов видеокамеры оказались неработающими и в ситуационный центр "гнали" одну и ту же запись. Теперь, как пояснил зам.руководителя Департамента информационных технологий г.Москвы Александр Горбатько, в ЮЗАО обкатывается идея, что жители сами могут определить, работает ли видеокамера: изображение с нее может поступать на экран телевизора. Однако то, как эта идея воплощается "Ростелекомом", вряд ли будет способствовать успеху эксперимента.
Кратко претензии жителей можно описать следующим образом. "Ростелеком", используя программу правительства Москвы, по сути пытается монополизировать рынок запирающих устройств, хотя они никак не связаны с видеонаблюдением. При этом демонтируется уже установленное оборудование других фирм, мало чем отличающееся от устанавливаемого "Ростелекомом". Сам демонтаж и монтаж нового оборудования производится неизвестными подрядчиками, качество работ оставляет желать лучшего. Замена ведется явочным порядком, без согласия жителей. При этом новое оборудование, включая трубки домофонов и ключи от запирающего устройства, в отличие от существующего порядка, будет принадлежать "Ростелекому" — то есть, жители лишаются общедомового имущества. Наконец, жители опасаются, что их изображения теперь могут быть использованы злоумышленниками или попасть в открытые источники.
Обсуждение этих вопросов на круглом столе показало: опасения жителей имеют под собой основания.
Так, представители "Ростелекома" не смогли объяснить, почему их проект нельзя реализовать, используя видеокамеры, уже установленные ранее на дверях подъездов в рамках проекта «Безопасный город» . В этом случае не возникает необходимости в замене существующего исправно работающего запирающего устройства. Зам.директора департамента развития проекта "Информационное общество" столичного филиала "Ростелеком" Григорий Желдак уверял, что никакого вытеснения конкурентов с рынка нет — просто видеокамера "Ростелекома" (уже вторая по счету на все той же подъездной двери) поставляется в комплекте с домофоном. "Мы предлагали фирмам, обслуживающим районы эксперимента, взять наше оборудование на обслуживание. Крупные фирмы согласились, ну а те, кто обслуживает пять подъездов... мы за те же 64 рубля в месяц можем предоставить больше услуг", — рассказал он.
Правда, Желдак не упомянул важную подробность — стоимость услуг телесигнала от "Ростелекома", необходимого для просмотра записи камер, составляет минимум 135 рублей в месяц. Получается, что в реальности придется платить уже за две услуги почти 200 рублей — не говоря уж о том, что придется отказаться от услуг других поставщиков телесигнала. То есть, такой «ход конем» потеснит конкурентов и на рынке телевидения.
Вопросы вызвало и то, что договор "Ростелеком" заключает на 7 лет — притом что даже УК имеют договоры на обслуживание домов сроком на 5 лет. По словам Желдака, это ради спокойствия жителей — и лишь мельком было сказано, что окупаемость составляет у "Ростелекома" 5 лет. По его словам, переходить на услуги "Ростелекома" — дело добровольное. Даже если кто-то в подъезде, установившем его систему, не станет за нее платить, ключи у него не отберут, уверял Желдак: просто ему отключат аудиосигнал. "Но по телевизору все можно будет увидеть", — добавил он.
Рассказы жителей противоречили версии представителя "Ростелекома". "Когда эксперимент начинался, наш подъезд был против, однако нам сказали, что голосовать надо всем домом, и заставили ставить новую систему", — рассказала жительница ЮЗАО Жанна Олейникова. "У нас уже есть видеокамеры другой фирмы, изображения с которых выводятся к консьержу, и нас они вполне устраивают. Зачем надо ставить в наш дом еще семь камер? Зачем надо попусту растрачивать государственные деньги?" — возмущалась другая жительница, Галина Сомова.
А представитель одной из пострадавших фирм, обслуживающих домофоны и системы видеонаблюдения, Виктор Синьков, даже представил схему, на которой наглядно показал, что для установки видеокамер "Ростелекома" или любых других совершенно не нужно демонтировать имеющиеся системы. Более того, он отметил, что вывод изображения на экран телевизора — не очень удобно: нужно при сигнале бежать к телевизору, потом обратно к двери. И отметил, что системы его фирмы позволяли выводить изображение даже на экраны мобильных устройств.
Да и уверения представителей "Ростелекома" о том, что правоохранительные органы не смогут воспользоваться записями систем видеонаблюдения, установленных самими жителями, не выдерживает критики. "Уже давно у консьержей устанавливаются видеорегистраторы, и в случае каких-либо правонарушений полицейские и участковые спокойно переписывали записи с них на обычную флешку. И только у нас трижды оказывалось, что эта информация была единственной", — рассказал Синьков. "Вы не уложитесь в абонентскую плату в 64 рубля, если начнете массовую установку своих систем", — пробовал возразить Желдак. "Мы уже 6 лет устанавливаем свои системы, и до сих пор плата в 64 рубля оставалась неизменной, независимо от количества камер и объема предоставляемых услуг", — парировал Синьков.
Когда же дошло до вопросов Виталия Акимкина, начальника управления Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, то из ответов представителя "Ростелекома" выяснились и вовсе удивительные вещи. Например, как пояснил Желдак, "Ростелеком" начинает работу в подъезде, если больше половины его жителей за замену — а по закону нужно, чтобы согласны были более двух третей. Более того, Желдак поставил под сомнение тот факт, что запирающие устройства — общедомовое имущество. Соответственно, меняя их на находящиеся в собственности "Ростелекома", компания уменьшает долю общей собственности жильцов — а это требует уже согласия всех 100% жителей.
Более того: беспокойство вызывает сама возможность просматривать изображения с камер любому жителю. "У нас в Южном Бутово есть разные соседи — и наркоманы, и гастарбайтеры, снимающие жилье нелегально. Что эти люди будут делать, узнав, когда я ухожу из дома, когда прихожу?" — волновалась жительница Дарья Гребенщикова. При этом идентифицировать преступника будет невозможно, а вот безопасность жителей пострадает, добавил адвокат жителей Николай Максимов. Есть Федеральный закон ФЗ-152 о защите персональных данных: согласно ему, нужно согласие каждого гражданина, чье изображение будет транслироваться на экраны телевизоров. "По закону записи видеонаблюдения должны поступать уполномоченному оператору, который выдает эти данные только по решению суда, — напомнил адвокат. — А с такой системой каждый может не только наблюдать за жизнью своего соседа, но и выкладывать записи в Интернет".
По мнению Максимова, в такой инициативе может усматриваться и нарушение антимонопольного законодательства. А по словам Акимкина, если установка оборудования "Ростелекома" была произведена без согласия жителей, нужно обращаться в Мосжилинспекцию.
Юлия ПОНОМАРЕВА