Игры пэтриотов

Производители пивных напитков не хотят терять прибыль

25.06.2014 в 19:00, просмотров: 1531

Ограничение производства пива в пластиковых бутылках вызывает все более ожесточенную борьбу, по мере приближения второго чтения законопроекта в Госдуме.

Игры пэтриотов

Союз российских пивоваров, отражающий интересы крупных транснациональных пивоваренных компаний, опубликовал на своем официальном сайте открытое письмо на имя Дмитрия Медведева, в котором грозит закрытием заводов и снижением поступлений в бюджеты.

Сторонники законопроекта, например руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, указывают на то, что отраслевая структура потворствует травле россиян ядами, выделяемыми в пиво пластиком. Национальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции даже обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность союза на предмет нарушений федерального законодательства, в том числе закона об НКО. Любители пива между тем уже несколько раз добивались через суд компенсации ущерба здоровью от употребления напитка из ПЭТ-бутылок.

Напомним, закон, постепенно ограничивающий продажу алкогольных напитков в пластике, был принят Госдумой 10 июня. Он предполагает, что с 1 января 2015 года из магазинов исчезнет пиво в бутылках объемом более 1,5 л и крепостью более 6%. А еще через год алкоголь в пластике будет продаваться не крепче 4% и в бутылках не больше 0,5 л. В Союзе российских пивоваров предлагаемые меры посчитали полным запретом, который «коснется почти половины производимого в стране пива».

По-видимому, подобные письма от боящихся потерять доходы производителей направлялись не только премьеру, так как моральную поддержку «Пивоварне Москва Эфес», которая больше 90% пива выпускает именно в пластиковых бутылках 1,5—2 литра, оказала и Республика Татарстан, попросив в обращении к председателю Госдумы Сергею Нарышкину «без ограничения сроков сохранить розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 6 процентов в полимерной таре объемом не более 1,5 литра».

Антиалкогольная концепция правительства России от 2009 года как раз и предполагает, что россияне будут меньше пить. В общей сложности к 2020 году россияне должны снизить потребление спиртного на 55%. По данным Минздрава, из-за злоупотребления алкоголем ежегодно умирает около полумиллиона россиян. Пока же в России пьют вдвое больше, чем в большинстве других стран: 13,5 л на человека против среднемировых 6,2 л.

В прошлом году россияне потратили на спиртное 61,5 млрд долл., из которых почти половина (27,5 млрд долл.) ушла на пиво, сообщала в мае исследовательская компания Euromonitor. «На каждую выпитую бутылку водки приходится 10 бутылок пива», — рассказал руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. При этом около 80% всех продаж этого напитка в России в прошлом году, по данным Nielsen, пришлись на бренды четырех транснациональных компаний — Carlsberg, InBev, Heineken и EfesRus.

В Союзе российских пивоваров заявляют об активном продвижении закона «со стороны скрытых сил», но один из главных и действительно существенных аргументов противников пластиковой тары — ее ядовитость, так как в контакте с алкоголем она выделяет дибутилфталат. Это яд, который при регулярном поступлении в организм может спровоцировать онкологические заболевания и токсический гепатит. В Союзе российских пивоваров аргументы противников ПЭТ сразу назвали «бездоказательными». Хотя Институт биохимической физики им. Эмануэля РАН пришел к выводу, что пластиковые бутылки выделяют дибутилфталат именно в ходе взаимодействия с пивной продукцией, содержащей, как и любой другой алкоголь, этанол. Активность пивного лобби понятна: более 60% пива в России разливается в ПЭТ-тару (для сравнения — в Германии — 4%, Бельгии — 3%, Великобритании — 0,1%, Италии — 0,08%), из них более половины — в ПЭТ-бутылки емкостью 1,5 л.

Тем временем потребители уже обращаются в суды, чтобы компенсировать ущерб, нанесенный дибутилфталатом. В апреле Химкинский городской суд постановил взыскать с продавца пива в ПЭТ-бутылке в пользу истца более 144 тыс. рублей, признав результаты экспертизы, подтвердившей наличие в напитке из пластика и других вредных веществ. В мае аналогичное решение принял мировой судья в районе Хорошево-Мневники. Он постановил взыскать с компании, продавшей пиво в полимерной упаковке, в которой нашли дибутилфталат, более 173 тыс. рублей в пользу потребителя напитка. «Судебные решения не только подтверждают вред здоровью, наносимый пивом из пластиковых бутылок, но и дают возможность потребителям компенсировать этот ущерб», — отметил Павел Шапкин.

Получается, что иностранные пивоваренные компании, объединившиеся под патриотичным названием Союз российских пивоваров, никак не хотят сдавать позиции, поставляя на рынок меньше алкоголя. Похоже, здоровье россиян в параметры их доходов не заложено. Но методами их работы недовольны и их российские конкуренты. Национальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции высказывал недовольство в письме на имя главы Минпромторга Дениса Мантурова. Союз крупнейших пивоваров должен работать также прозрачно, не выходя за рамки правового поля, полагают там.

Николай Устюжанин