От чего гибнут пассажиры метро

«МК» узнал мнения сотрудников метрополитена о причинах аварии на Арбатско-Покровской линии

За последние годы неполадки и сбои в работе московского метрополитена участились настолько, что уже стали восприниматься пассажирами как норма... Однако, когда речь идет о гибели десятков человек и госпитализация сотен пассажиров, волна возмущения с новой силой накрывает общество. Корреспондент «МК» поговорил с сотрудниками московского метрополитена. Их слова сводятся в единый вывод: нынешние проблемы столичной подземки возникают из-за тотальной экономии средств.

«МК» узнал мнения сотрудников метрополитена о причинах аварии на Арбатско-Покровской линии

16 июля объявлено в Москве днем траура. По официальным данным, в результате аварии в перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк победы» погиб 21 человек. Сейчас в московских больницах находятся 136 человек, 42 из них — в реанимации, в тяжелом состоянии. После трагедии Сергей Собянин поручил комиссии столичного правительства по предупреждению ЧС провести дополнительное независимое расследование. В качестве версий случившегося следователи называют — неисправность вагона, скачек напряжения и проседание полотна. По словам участника независимого Профсоюза работников московского метрополитена, машиниста Александра Полякова, первые результаты должны были стать быть известны еще днем: «В поездах существуют черные ящики (РПДП), которые фиксируют работу всего подвижного состава, выявляют неисправности и хранят в себе действия машиниста. В случае же, если в составе не было неполадок, проверяют неисправность пути. Подтвердить версию о том, что причиной аварии стало самопроизвольное отклонение стрелки, увидев которое машинист предпринял экстренное торможение, могут на посту централизации».

- Сколько времени требуется для засшифровки «черного» ящика и записей поста? 

- В поезде два «черных» ящика — один в головном вагоне, от которого ничего не осталось. Второй — в последнем вагоне. Показания с черного ящика, обычно снимаются за 1-2 часа. Данные поста централизации просматриваются и того быстрее. Кстати, если изначально сотрудники московского метрополитена объединились в профсоюз, чтобы отстаивать свои социально-трудовые права, то теперь они все чаще вынуждены говорить о безопасности пассажиров. «По системе безопасности в метро ничего не делается, - отмечает Александр Поляков. - Стали сильно экономить на деталях. Закупаются более дешевые детали, которые подойдут для метро других городов, где нагрузка и напряжение не такие высокие, как у нас. Эти детали просто не выдерживают напряжения столичного метро. К примеру, такой более дешевый двигатель может привести в возгоранию. Запчасти в полном объеме не  поставляются».

- Отрезок путей, где произошла авария, относительно новый. Получается старые станции метрополитена более безопасны, чем вновь построенные?

- Старые ветки строились на века. Сейчас ищут, где сэкономить. Экономят на рабочих. Как пример, открытие «Лесопарковой» и «Битцевского парка» долго откладывалось из-за большого количества недоделок, в течение 3-4 месяцев выявлялся недострой. В итоге, уже после открытия были обнаружены вредные вещества. Возможно, станции, где произошла авария, строились так же.

Сейчас на линиях метро вводится Wi-Fi, запускаются новые поезда, - на поверхности метро выглядит вполне современно. Однако, судя по словам наших респондентов, автоматика, оборудование в тоннелях давно устарели. «Сейчас внедряют новые мощные поезда, которые потребляют много энергии, а система давно не обновлялась, соответственно возникают сбои в электроснабжении», - говорит Александр Поляков.

По мнению специалистов, именно сбой в устаревшей системе мог привести к сбою стрелки, а следом и крушению поезда.

- Поезд двигался в прямом направлении, но врезался в тупик на отклоненном пути, в тупике, куда поезда заезжают на скорости 35 км/час в случае сообщений о неисправностях, - выстраивает картину аварии собеседник «МК». - Поезд ехал со скоростью 70 км/час, соответственно, видимо, стрелка внезапно изменила положение из-за скачка напряжения, и машинист, увидев это, включил тумблер «петля безопасности», пытаясь совершить экстренное торможение, но из-за высокой скорости произошло столкновение».

По рассказам сотрудников метро, столичная подземка испытывает дефицит техники и кадрового состава, что тоже сказывается на работе метро, а соответственно и безопасности пассажиров. «Не хватает новых технологий для мониторинга ситуации работы оборудования, - говорит машинист электропоезда Валерий Собачкин. - Не хватает сотрудников метрополитена».

Об этом говорит и сотрудник службы связи Татьяна Синицкая: «С приходом в 2011 году Беседина в  метрополитене значительно вырос аппарат управления. Но количество сотрудников снизилось. Это  проявляется даже на работе устройств видеорегистрации. Никто не проводит мониторинг приборов и профилактику сбоев, на устройство не обращают внимания до тех пор, пока они не сломается. Что говорить о приборах, которые отвечают за безопасность поездов. Кроме того, нарушаются трудовые права сотрудников метрополитена».

Ситуация в столичной подземке накалилась до предела — оказалось, что все наши респонденты отстаивают свои интересы в суде. «В прошлом году проблемы московского метро даже обсуждались в Общественной палате, независимый профсоюз работников метрополитена постоянно пишет обращения Беседину, бьем тревогу, выходим на пикеты, но нас просто игнорируют. Получаем отписки, что все хорошо», - отмечает Валерий Собакин. Но сказать, что деятельность профсоюза руководство метрополитена игнорирует нельзя. На последний митинг работники метро вышли 29 апреля в связи с обнаруженным на станциях «Лесопарковая» и «Битцевский парк» опасного для здоровья вещества — стирола. После акции ее участники рассказывают, что почувствовали пристальное внимание со стороны начальства. «На митинге находились сотрудники аппарата, которые определяли, кто из какого депо. Начали оказывать давление членов профсоюза, - говорит Александр Поляков. - Количество членов профсоюза в нашем депо сократилось почти в два раза. Люди уходят, потому хотят работать спокойно и должны зарабатывать деньги. Если ты член профсоюза, за малейшие провинности у тебя вычтут 50% от премии, за такие же мелкие нарушение с обычного сотрудника метро вычитают 2%. на тех, кто состоит в профсоюзе оказывают давление. После митинга, например, мне был объявлен выговор, за то, в чем моей вины не было - на станции вовремя не открылись двери. Сейчас я подал на метрополитен в суд за снятие взыскания».

Такую же нездоровую рабочую обстановку, которую иначе как травлей членов профсоюза не назовешь,  описывает машинист Собачкин: «После акции участились выговоры, стали снимать премию. Доходит до абсурда — я отпросился у инструктора по физическим причинам на несколько минут, потом вернулся, завершил рабочий день. В итоге мне сделали выговор, утверждая, что я ушел домой».

Иллюзий о том, что метрополитен возьмет на себя ответственность за гибель десятков людей, его сотрудники не питают. «В 2008 году на «серой» ветке поезд тоже сошел с рельсов, - вспоминает Валерий Собачкин. - Тогда, к счастью, жертв не было. В итоге сослались на брак рельсов». Работники подземки подозревают, что независимо от причины трагедии, администрация метрополитена переведет стрелки вины на сбои в электроснабжении или ремонтные бригады. «Они просто будут искать виноватого, - предполагает Собачкин. - Такова система. Если бы к нам прислушались, возможно, трагедии удалось бы избежать». Члены профсоюза неоднократно говорили о необходимости отставки нынешнего главы метрополитена Ивана Беседина, около месяца назад они отправили мэру Москвы обращение о том, что нынешний глава игнорирует проблемы безопасности в метро. Возможно, трагедия 15 июля все-таки заставит столичное правительство прислушаться к требованиям обеспокоенных работников метро.

Сюжет:

ЧП в московском метро: поезд сошел с рельсов

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26574 от 17 июля 2014

Заголовок в газете: Катастрофическая экономия

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру