Здравпункты в аэропортах не всегда готовы к приему тяжелых больных

Это следует из законодательных актов Минздрава и Минтранса

Известный закон парных случаев сработал при трагических обстоятельствах — во второй раз за август пассажир самолета почувствовал себя плохо в воздухе на подлете к Москве и умер, несмотря на экстренную посадку. «МК» и другие СМИ неоднократно писали о трагедии 25-летнего Артема Чечикова, умершего в аэропорту «Шереметьево». Теперь же стало известно о новом печальном инциденте — на сей раз в «Домодедово». Почему же граждане, которым стало плохо на борту самолета, фактически оказываются предоставлены сами себе? Все просто — как выяснил «МК», в нашем законодательстве не прописано, как именно должны спасать людей в аэропортах.

Это следует  из законодательных актов Минздрава и Минтранса

Сначала о последнем инциденте в «Домодедово». Следует заметить, что здесь врачи не сплоховали — просто состояние пациента изначально было критическим. Как стало известно «МК», в 2.25 64-летний уроженец Ульяновска, летевший после тяжелой операции из Франкфурта в Самару внезапно почувствовал себя плохо. По предварительным данным у него произошел сердечный приступ. Самолет авиакомпании “Luftthansa” немедленно запросил аварийную посадку в «Домодедово». Однако, не смотря на помощь пассажиров и действия персонала мужчина скончался еще до прихода медиков, которые поднялись на борт уже через 4 минуты после посадки самолета. А бригада медиков, выехавшая на вызов из центральной станции скорой помощи города Домодедово была отправлена назад через 15 минут после вывоза, так как стало ясно, мужчину уже не спасти. По предварительным данным, 64-летний мужчина страдал тяжелой формой рака. Некоторое время назад он перенес тяжелую операцию во Франкфурте. И немецкие врачи предупреждали его о риске авиаперелета. Тем не менее мужчина вместе с супругой принял решение лететь домой.

Вчера же вскрылись новые подробности смерти Артема Чечикова и того, как его пытались спасти. Замглавы департамента здравооохранения столицы Алексей Хрипун заявил на пресс-конференции, что «Шереметьево», где произошла трагедия, относится к зоне ответственности химкинской медслужбы. Поэтому резонно возникает вопрос: не лучше ли было медикам аэропорта вызвать «скорую» из Химок, которые куда ближе к «Шереметьево», чем столичное Тушино (машина ехала именно оттуда). Но в любом случае открытым остается вопрос — почему так беспомощны были сами аэропортовские служители Гиппократа?

Как удалось выяснить «МК», работу медиков и здравпунктов в аэропортах регулируют более 15 всевозможных законов, постановлений, приказов Минтранса и Минздрава, а также СанПиНов. Если собрать их в кучу, получается, что медики здравпункта аэропорта должны были в строгом соответствии с «Порядком оказания медпомощи при острых и хронических заболеваниях», утвержденном Минздравом в 2011 году. Правда, в документах нет ни слова о том, что здравпункт должен быть государственным или муниципальным. Получается, что лечить пассажиров могут как опытные врачи из систему государственного здравоохранения, так и некие приглашенные эскулапы — частники. Более того, руководство аэропорта вправе самостоятельно решить, какой здравпункт открывать: врачебный или фельдшерский. Решение это должно приниматься в зависимости от конкретных характеристик аэровокзала, пропускной способности и количества работников аэропорта в каждой смене. Однако ни в одном документе не прописано, что в международном аэропорту имеет право существовать только врачебный здравпункт. А это значит, что хозяин может сделать выбор в пользу фельдшеров и медсестер хотя бы из соображений экономии. Все решает личное усмотрение начальства аэровокзала: мол, пассажиры у нас здоровые, на курорты по пять раз в год летают, обойдемся фельдшерами. Договор с медконторой, по которому в аэропорт приходят работать фельдшеры и медсестры со средним образованием, очевидно встанет куда дешевле, чем контракт на врачей с гигантским опытом работы в неотложке. Кстати, опыт этот по закону должен составлять не менее трех лет плюс высшее образование и дополнительное повышение квалификации.

Порядок организации и работы здравпункта в аэропорте детально регламентирован тем же приказом Минтранса. Если аэровокзал маленький, с одним терминалом, в нем достаточно одного здравпункта. А крупные аэрогиганты, такие как «Шереметьево», должны позаботиться о наличии медкабинетов в каждом терминале (в «Шарике» и правда их 4). Кроме того, в каждом здравпункте должен быть как минимум один дефибрилятор, аппарат искусственной вентиляции легких, а также ЭКГ и редуктор-ингалятор с кислородным баллоном в 20 литров. Естественно, все агрегаты должны быть оборудованы автономным блоком питания. Теми самыми батарейками, которых не оказалось у шереметьевских медиков. А вот наличие комплектов и «укладок» для оказания экстренной медицинской помощи определяется «по потребности». Есть эта потребность или нет — решают руководители медиков. Есть деньги на покупку спасательных чемоданчиков — есть потребность. Нет денег — нет потребности. Ну а перечень необходимых в здравпункте аэровокзала лекарственных препаратов и вовсе определяется организацией, к ведению которой относится здравпункт. То есть опять - как повезет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26611 от 30 августа 2014

Заголовок в газете: Спасение пассажиров — дело случая

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру