Получайте «тройки» смело!

Оценки не формируют судьбу, но получать лучше все же хорошие

Школа — стартовая площадка будущей жизни и карьеры. Кем лучше быть на этой взлетной полосе? Отличником-«ботаником», гордостью школы, вундеркиндом с формирующимися еще в начальных классах карьерными устремлениями и претензиями? Или деятельным троечником, который с детства приучен экстремально выкручиваться, даже не выучив урок или не подготовившись к экзамену, — т.е. фактически обладающим повышенным потенциалом «выживаемости» в обществе?

Оценки не формируют судьбу, но получать лучше все же хорошие

Преобладающая оценка ученика в школе определяет «интеллектуальную группу», в которой он находится. Беспросветные двоечники — явный «тупик эволюции», четверочники, по мнению многих, — некий рациональный оптимум, если ориентироваться на известную поговорку про красную морду и синий диплом. В общем, с этими все ясно. А вот между отличниками и троечниками всегда лежала главная «идеологическая пропасть» — они всегда были двумя выраженными полюсами школьной иерархии, если отбросить золотую четверочную середину и пропащих двоечников-балбесов. Ходовой шаблон звучит так: отличники — устремленные в будущее и потенциально успешные, троечники — пассивные неудачники, пополняющие в будущем рынок неквалифицированного труда». Ярлык троечника — трагедия для родителей и постоянный повод для давления на ребенка. На деле же не так все просто, и зачастую реальность расставляет все по своим местам совсем не так, как предполагают шаблоны.

— Я отслеживаю по мере сил судьбу моих учеников, у которых я была классным руководителем, — рассказывает Ольга Крупицына, учитель математики школы №1382. — И за много лет работы пришла к выводу, что троечники устраивались в жизни зачастую куда более успешно, чем примерные отличники из разряда тех, кого принято называть «ботаниками». Среди моих троечников несколько работают на хороших должностях в нефтегазовой отрасли, есть владельцы собственного бизнеса, есть руководитель клиники. А вот из круглых отличников серьезно никто вроде и не выделился, как ни странно… Почему так происходит — однозначно сказать не могу, факторов немало. Но я отметила, что большинство «ботаников» были с раннего детства жестко ориентированы родителями на медаль и вуз, что делало их сперва зажатыми (дети избыточно ответственно для своего возраста подходили к учебе), а затем приучало к тепличным условиям (вокруг них все ходили на цыпочках, создавая тишину, комфорт и т.д.). В результате у детей к концу школы возникали завышенные требования к оценкам и учителям, истерики от «четверок» вместо «пятерок», нездоровая нервозность…

Интересно, что среди великих людей как современности, так и прошлого троечников и даже двоечников было полно! Создатель огромной интернациональной финансовой империи Virgin сэр Ричард Бренсон — живой и здоровый герой множества книг о карьерных взлетах, великий инженер Томас Эдисон, которого в школе называли дебилом, люди искусства вроде Тарковского и Бродского и даже Уинстон Черчилль! Так что школьные успехи — отнюдь не абсолютный критерий успешности в будущем. Это же подтверждают и специалисты.

— Быть ребенку троечником или отличником, определяется его соответствием требованиям системы образования. Тут все неоднозначно! — говорит Алексей Обухов, профессор, директор Института детства Московского педагогического госуниверситета (МПГУ). — Отличник безупречно выполняет задания и четко следует заданным правилам и нормам. Это идеальный исполнитель. А троечник чаще всего будет хорошо делать только то, что ему интересно самому, — его система мотиваций и интересов не совпадает с тем, что требует система образования. А так как система направлена на исполнительский результат, то она сама невольно формирует огромное «сообщество троечников», которые просто выпадают из нее, ибо они немотивированны в ее формате. При этом они все равно себя реализуют — в системе допобразования, в спорте и хобби, в общении со сверстниками. Это люди с повышенным саморегулированием, вариативные. И когда они после школы попадают в какую-то менее стандартизированную, более вариативную среду, где требуется быстрое принятие собственных решений в нешаблонных ситуациях, готовность идти на риск, — одним словом, во взрослую жизнь, не ограниченную школьным расписанием, они чувствуют там себя гораздо увереннее «ботаников»! Поэтому многие троечники оказываются в жизни более успешными, чем отличники, выезжавшие во многом за счет исполнительности и усидчивости. Интересно, что такие отличники часто в институте уже к третьему курсу «сходят на нет» — такое иногда называют «угасанием одаренности», но на самом деле чаще всего это неправильно идентифицированная одаренность, тут спутаны понятия одаренности и академической успеваемости. Дело в том, что к третьему курсу вуза на первый план выходит исследовательская деятельность, решение нетиповых проблемных профессиональных задач и т.п., и на этом этапе классические школьные отличники начинают проигрывать тем самым троечникам — более гибким и мотивированным.

О том, что типаж классического отличника — вовсе не то, к чему нужно стремиться школьникам и их родителям, предупреждают и детские психологи.

— Отличник — это не просто ученик, который успешно и легко усваивает школьную программу, — говорит детский психолог Нина Хомерики. — За выдающейся школьной успешностью может скрываться, например, семейный невроз, т.е. нездоровые детско-родительские отношения, гипертрофированное желание заслужить любовь родителей, страх ошибки, разочарования со стороны членов семьи. Или же ребенок, который не умеет и не знает, как завоевать доверие сверстников, компенсирует свою неуспешность среди ребят рьяной учебой, чтобы хоть где-то почувствовать себя «номером первым», — это как раз те самые «ботаники», которых никто не воспринимает в классе…

— Часто эти ребята демонстрируют не только некоторую дезадаптированность, но и выраженные нарушения психического развития, — подтверждает и руководитель центра психологии, детский психолог Антон Сорин. — К слову, зубрилой и круглым отличником был и печально знаменитый школьный стрелок, десятиклассник Сергей Гордеев… Конечно, не стоит делать примитивные выводы в духе «тройки» лучше «пятерок». Главный посыл, в общем-то, прост — плохи любые крайности! Да, Эйнштейн был троечником, но есть один подвох: далеко не каждый троечник — Эйнштейн. Уверенно можно утверждать одно: школьные оценки очень мало говорят о реальном потенциале ребенка.

Но и игнорировать их тоже, разумеется, нельзя — продолжают мысль его коллеги.

— Даже понимая всю формальность оценок, пренебрегать школьной успешностью в том виде, в котором она существует, неправильно, — говорит Нина Хомерики. — Так как успешность в школе — это не только показатель интеллектуального развития. Это еще и социальный и эмоциональный интеллект; совокупность способностей (способность строить отношения, гибкость, настойчивость, целеустремленность, терпеливость, последовательность и др.), которые позволяют ученику вписываться в систему с ясными целями и понятными требованиями. Жизнь в школьной системе является моделью и дальнейших отношений человека с обществом, в котором успешные люди находят себе место, а другие тратят всю жизнь на его поиск...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру