«Мобильное рабство» отменили, но для кого - непонятно

MNP оказалась не востребована россиянами?

С конца прошлого года услугой по переносу номера от одного оператора к другому в России воспользовались менее полпроцента абонентов. Эксперты констатируют, что данный сервис оказался не настолько востребованным, по крайней мере, как прогнозировали чиновники и депутаты. Денег, поступающих от абонентов и операторов, для полноценного обеспечения технического функционирования базы данных пока не хватает, и государство в течение нескольких лет будет дотировать эту услугу за счет налогоплательщиков.

MNP оказалась не востребована россиянами?

Около двух лет назад Владимир Путин подписал поправки в Закон «О связи» и Налоговый кодекс, предоставившие абонентам возможность с 1 декабря 2013 года переходить от одного оператора к другому с сохранением номера и кода. На Западе услуга MNP предоставляется давно, а в России она получила народное название «отмена мобильного рабства». Мировой опыт подсказывал, что сервисом потенциально могло воспользоваться примерно 3 % от общего количества абонентов, тем более его цена демократичная — всего 100 руб., и менять оператора можно неограниченное количество раз. Сроки сжаты: для абонентов - физлиц это 8 дней, а для юрлиц — 29 дней. Время можно увеличить лишь по желанию абонента. При этом если оператор по каким-либо причинам не сможет это сделать вовремя, то абонент будет обслуживаться бесплатно, то есть до момента фактической передачи номера.

Впрочем, на поверку оказалось, что услуга переноса номера оказалась россиянами не востребована. Пока ею воспользовались только 0,4 % абонентов. По данным государственного Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), в базе которого храниться информация о перенесенных номерах, на конец сентября 2014 года количество таких заявок составило чуть менее миллиона (из 243 млн. сим-карт). При этом 2/3 заявлений уже удовлетворено. Проблема в том, что тех денег, которые сейчас получает ЦНИИС от операторов-реципиентов, а те, в свою очередь, от пользователей, недостаточно, чтобы обеспечить в полном объеме техническое функционирование сервиса. Возникший дефицит средств покрывает государство из резерва универсального обслуживания и, видимо, это будет делать еще долго, поскольку прогнозный показатель самоокупаемости, равный 3 % абонентов, может быть достигнут через несколько лет. В связи с этим, многие эксперты задаются вопросом, стоило ли «огород городить»?

Услугу переносимости номера нужно было вводить в нашей стране в 2008-2009 гг., когда наблюдался бурный рост и количество абонентов увеличивалось быстрыми темпами, - считает руководитель ИАА TelecomDaily Денис Кусков. – Тогда, вместо того чтобы выдавать в подарок по 5-10 сим-карт, можно было вводить MNP. Теперь же у нас проникновение связи больше, чем жителей страны. Операторы за это время создали совершенно избыточное число тарифных планов, у «большой тройки» по 30 и более. В Европе у каждого из операторов всего 4-5 тарифов, в зависимости от объема потребляемых услуг».

Минсвязь и сами операторы не раскрывают показатели переходов в рамках MNP. Но «Ведомости» выяснили, «что большинство российских абонентов, воспользовавшихся услугой переноса номера в первой половине 2014 г., перешли к «Мегафону». Это следует из данных, которыми поделились сотрудники двух компаний, пользующихся базой данных о перенесенных номерах ЦНИИС. На втором месте оказался крупнейший российский сотовый оператор — МТС».

Редактор специализированного портала iXBT.com Сергей Корогод уверен, что MNP может реально помочь тем людям, чей номер телефона привязан к разным онлайн-сервисам, где, например, требуется авторизация с помощью телефона. «Таких активных пользователей у нас относительно немного, и они ответственно подходили к выбору оператора, - заявил эксперт. - Что же до остальных, то хотя процедуру MNP постарались сделать простой, все равно нужно разбираться, как она работает, а большинству людей делать это банально лень. Плюс, абоненты, особенно в возрасте, достаточно консервативны и привыкли не только к номеру, но и к «своему» оператору. Качество связи, обслуживание, цены в регионах практически одинаковы у всех компаний, и надеяться, что, поменяв ее, все волшебным образом улучшится – наивно. Переход к другому оператору имеет практический смысл, если в тех местах, где вы проводите много времени (дома или на работе) «ваш» оператор работает плохо, а другой – хорошо. В общем, не удивлюсь, что даже из тех, кто все-таки воспользовался MNP, существенная часть сделала это не из-за реальных проблем, а скорее из любопытства».

Наконец, директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин полагает, что борьба за клиентов-физических лиц не интересна операторам, но совсем иначе дело обстоит в сегменте корпоративной связи. Для компаний смена оператора до отмены «мобильного рабства» была крайне затратным и труднореализуемым процессом, однако сейчас руки развязаны.

Максим Гладилин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру