Франция после терактов выходит на «марш единства»: следы экстремистов ведут на Ближний Восток

Спецслужбы ищут вдову террориста – она, видимо, уже в Сирии

В воскресенье Париж готовился к грандиозному маршу памяти жертв террористических актов, потрясших в последние дни Францию. В марше было заявлено участие не только ведущих французских политиков во главе с президентом Олландом, но и более 40 глав государств и правительств – от Ангелы Меркель и Дэвида Кэмерона до израильского премьера Биньямина Нетаньяху и палестинского лидера Махмуда Аббаса. Было объявлено о том, что российскую делегацию возглавит глава МИД Сергей Лавров, а украинскую – президент Порошенко...

Спецслужбы ищут вдову террориста – она, видимо, уже в Сирии

Если необходимость «республиканского марша» никаких сомнений не вызывает – французам надо продемонстрировать единство перед лицом террористической угрозы, то вопрос участия иностранных VIP возникает. Ведь для их охраны выделяются немалые ресурсы (сообщается о том, что в Париже для охраны шествия отряжено 5500 полицейских и военных, а по ходу следования марша на крышах решено было разместить снайперов) – и это в то время, когда в стране сохраняется высшая степень террористической опасности. И если в одном месте происходит усиление, где-то, в другом месте, охрана ослабляется.

Впрочем, с идеологической и пропагандистской точки зрения участие иностранных представителей – в том числе из государств, обычно враждующих между собой – в «марше единства» полностью оправдано. Бороться с террористами в одиночку никому не под силу – и эта борьба должна вестись всем миром.

Этот марш с миллионом участников должен продемонстрировать «силу и достоинство французского народа», заявил премьер-министр страны Мануэль Вальс: «Журналисты были убиты за то, что защищали свободу. Полицейские были убиты потому что защищали вас. Евреи были убиты за то, что они евреи... Это возмущение должно быть абсолютным и всеобщим – не только на три дня, а постоянно».

И если своим решением отправиться на марш в Париж мировые лидеры (к слову, Обама решил не ехать к французским союзникам, а выразил поддержку через океан) выразили готовность объединяться в «антитеррористический интернационал», то и террористы демонстрируют широкий географический охват. Во всяком случае, события в офисе Charlie Hebdo в доме 10 на улице Николя-Аппер в 11-м округе Парижа отдаются эхом в гористых районах далекого Йемена...

Французская полиция пытается понять, были ли напавшие на редакцию «Шарли Эбдо» и кошерный магазин террористы, жертвами которых стали 17 человек, частью обширной сети. А также продолжает поиски 26-летней Хайят Бумедьен, сообщницы террористов, устроивших нападения в Париже. По данным турецких властей, вероятно, эта женщина уже сумела скрыться на территории Сирии.

ЙЕМЕНСКИЙ СЛЕД

Одобрение парижским терактам поступило со стороны йеменского ответвления «Аль-Каиды», заявившего, что нападение на еженедельник Charlie Hebdo было совершено, чтобы отомстить за честь пророка Мухаммада, изображавшегося на карикатурах в этом журнале.

О йеменском следе в парижской трагедии заговорили еще до того, как Шериф и Саид Куаши были ликвидированы. По словам одного из братьев, его поездка в Йемен в 2011 году была спонсирована Анваром аль-Авлаки, уроженцем штата Нью-Мексико и бывшим студентом Университета штата Колорадо. Этот американский гражданин йеменского происхождения считался ождним из наиболее опасных джихадистов в мире. По данным йеменских источников, Саид Куаши встречался с аль-Авлаки.

Образовавшаяся в результате объединения йеменских и саудовских экстремистов группировка «Аль-Каида на Аравийском полуострове» установила контроль над некоторыми районами Йемена. Сейчас этот «филиал» глобальной террористической сети считается одним из самых опасных в мире. Активизации близких к «Аль-Каиде» экстремистов способствовало то, что в Йемен перебралось немало бывших заключенных американской тюрьмы на базе в Гуантанамо — саудовских и йеменских граждан.

Великолепно владевший английским языком аль-Авлаки, уехавший из Америки в 2002 году в Йемен, считался наиболее успешным пропагандистом экстремистских взглядов в Интернете. Он – первым и единственным из граждан США – был включен в составленный и обновленный ЦРУ США список лиц, которые подлежат немедленной ликвидации, так как представляют собой особую террористическую угрозу для современного общества. В постоянном контакте с Авлаки был американский майор Нидаль Малик Хасан, устроивший бойню на военной базе в Форт-Худ (Техас) в 2009 г. – тогда было убито 13 военнослужащих. Пытавшийся в 2009 году взорвать пассажирский самолет, летевший в Детройт, нигерийский студен Умар Абдулмуталлаб, вдохновлялся прослушанными в Йемене проповедями аль-Авлаки. Также йеменско-американский проповедник оказал влияние и на студента Файсала Шахзада, приговоренного к пожизненному заключению за попытку устроить теракт в Нью-Йорке на Таймс-сквер. В конце сентября 2011 года аль-Авлаки был убит ударом ракет Hellfire с американского беспилотника Predator.

И именно в созданном Анваром аль-Авлаки англоязычном веб-журнале Inspire джихадисты разместили «объявление о розыске», в котором среди прочих фигурировал и редактор «Шарли Эбдо» Стефан Шарбонье (Шарб)...

CHERCHEZ LA FEMME

В свою очередь, французское радио RTL распространило аудиозапись телефонного разговора, который вел из захваченного им кошерного супермаркета террорист Амеди Кулибали. Экстремист, называвший себя сторонником «Исламского государства», заявил, что мстит за действия Запада в Сирии и Мали, и назвал Усаму бен Ладена источникам вдохновения. За плечами 32-летнего Кулибали было богатое криминальное прошлое – к радикальному исламу, судя по всему, он пришел во время одной из своих отсидок в тюрьме.

По информации французских СМИ, в июле 2009 года Амеди Кулибали, работавший временно на фабрике Coca Cola в парижском предместье Гриньи, попал в Елисейский дворец на встречу с тогдашним президентом Саркози, решившим поговорить с 500 представителями молодежи о работе и учебе. Перед этой встречей Кулибали даже рассказал газете Le Parisien, что ему поручено взять у Николая Саркози автографы для его 9 сестер. А также, что он надеется при помощи президента получить работу, когда кончится его контракт на фабрике.

Один из захваченных Амеди Кулибали заложников попытался вырвать у террориста оружие. Но 22-летний Йохан Коэн не сумел воспользоваться им и был убит выстрелом в голову.

Сообщает пресса и о героизме еще одного участника драмы – работник супермаркета Лассана Батили, мусульманин из Мали, помог выбраться из захваченного магазина группе заложников, выведя их в холодильное помещение, где он отключил холод и свет, сказав, что люди должны вести себя тихо. Сам Батили вышел через грузовой лифт наружу – его задержали полицейские, но он помог им, описав, где находится холодильник с заложниками. Пленники были освобождены...

Разыскиваемая полицией Хайят Бумедьен – вдова Амеди Кулибали. Она вышла за него в 2009 году по исламскому обряду (светские законы Французской Республики не признают таких браков). Хаят, по сведениям полиции, была в постоянном контакте с Иззаной Хамид – женой Шерифа Куаши, одного из братьев, устроивших бойню в «Шарли Эбдо». Бумедьен была уволена из магазина, где она работала кассиром, из-за того, что неоднократно отказывалась снимать никаб, скрывающий ее лицо. Именно в таком черном никабе девушка позировала перед камерой, целясь из арбалета...

Как сообщает Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на источник в турецких спецслужбах, женщина по имени Хаят Бумедьен и весьма похожая на распространяемое ныне фото сообщницы террористов, прилетела в стамбульский аэропорт имени Сабихи Гёкчен еще 2 января (таким образом, во время драмы с захватом заложников ее уже не было во Франции). При этом она имела обратный билет из Стамбула до Мадрида. По мнению турецких властей, женщина отправилась в город Санлиурфа близ сирийской границы, а затем «исчезла». Можно предположить, что она направилась в районы, контролируемые джихадистами из «Исламского государства».

Между тем комиссар полиции Элрик Фреду, работавший над делом о нападении на редакцию Charlie Hebdo, покончил жизнь самоубийством в своем кабинете в Лиможе, застрелившись из табельного оружия. По всей вероятности, с расследованием парижских терактов самоубийство напрямую не связано. Полицейский в последнее время был подавлен и чувствовал себя уставшим.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26713 от 12 января 2015

Заголовок в газете: Интернационал террора и интернационал антитеррора

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру