Сделать биологическое оружие можно за 5-7 тысяч долларов в любом гараже

Готова ли Россия отразить атаку вирусов?

Почему человечеству удалось победить оспу, а корь и прочие инфекции никак не сдаются? Будет ли изобретена вакцина от СПИДа? Нужна ли нам прививка от лихорадки Эбола? Когда мы победим грипп? И сможет ли когда-нибудь человечество справиться со смертельно-опасными инфекциями с помощью вакцинации?

Об этом обозревателю «МК» рассказал директор предприятия Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова РАМН, профессор Айдар Ишмухаметов.

Готова ли Россия отразить атаку вирусов?

– Айдар Айратович, черная оспа — единственная в истории человечества инфекция, которую объявили побежденной. Следующей на очереди была корь, однако планируемые даты победы над ней постоянно отодвигают. Не победили и полиомиелит, вспышки которого случаются то тут, то там. Почему не же получается справиться с другими заразами?

– Победить можно все. Это вопрос ресурсов и поставленных задач. К любой вирусной инфекции может быть разработана вакцина. Однако для того, чтобы государство поставило такую задачу, заболевание должно быть значимым, угрожающим. Например, СПИД, лихорадка Эбола, та же оспа. Но как только заболевание уходит из значимой сферы, задача перестает быть актуальной. Взять тот же полиомиелит, который. В 60-е годы это заболевание стало угрозой безопасности страны — в итоге была быстро разработана отечественная вакцина. Ее изобрел наш ученый, именем которого назван наш институт — М. Чумаков. Тогда в СССР одномоментно привили 15 миллионов человек — это уникальный опыт. В итоге болезнь у нас победили, а исследования свернули. Однако через несколько лет болезнь начала возрождаться — и ученым пришлось возвращаться к этому вопросу. То есть, победы над инфекцией навсегда не бывает...

- Но ведь оспу же победили?

- Должен отметить, что каждое вирусное заболевание имеет свою специфику. Так вот, оспа всегда проявляется одними и теми же симптомами, ее ни с чем не спутаешь. И вирус был неизменным. В отличие от кори, которая имеет массу различных «масок» или полиомиелита, имеющего скрытое носительство. Вирус оспы позволил себя победить, а другие вирусы просто ушли на время в тень, потом изменились и вышли на арену вновь.

- Иными словами, ситуация безнадежна?

- Да нет — я же говорил, победить можно все! Главное — поставить задачу и выделить достаточно средств. А это происходит тогда, когда вирус переходит пороговую черту и становится объектом правительств для борьбы.

- Например, СПИД. Я слышала, что прививку от него давно могли бы изобрести, но фармкомпаниям это не нужно — они зарабатывают на выпуске лекарств...

- Я не сторонник теории заговора фармкомпаний. К тому же вакцины — тоже большой и серьезный бизнес. Крупнейшие мировые фармкомпании прекрасно это понимают и вкладывают большие средства в разработку вакцин. И в их доработку. Например, в этом году будут изменять вакцину от полиомиелита, известную более 60 лет — тотально, по всему миру.

- Вакцину от гриппа меняют вообще каждый год. В этом году, например, просчитались и внесли в нее не те штаммы, которые в итоге циркулируют...

- В этом ученых нельзя винить. Иногда прогнозы, какие штаммы придут в период всплеска респираторных заболеваний, формируются поздно, и внести изменения в вакцину не успевают.

- Можно ли теоретически в далеком будущем придумать вакцину от всех инфекций?

- Нет, конечно. Теоретически различные вакцины можно только комбинировать. И такие давно выпускают — например, комбинированные вакцины от кори, краснухи и паротита; от дифтерии, коклюша и столбняка и пр. Планируется выпуск вакцины от гемморагической лихорадки, полиомиелита и пневмококка. Такие комплексные прививки позволяют не колоть ребенка многократно.

- На фоне ситуации с санкциями со стороны Европы и Америки вопрос импортозамещения всего и вся сегодня стал особенно актуальным. Может ли наша страна полностью обеспечить себя собственными вакцинами?

- Этот вопрос, конечно, стоит на повестке дня, однако пока не ясна ситуация с финансированием. К тому же государство пока не определилось, что приоритетно, а что нет. Сегодня в нашей страны обеспечением прививками Национального календаря занимаются три государственных предприятия. Нужно минимум два года, чтобы они смогли обеспечивать страну прививками полностью. Исторически сложилось, что область иммунобиологии в нашей стране у нас очень сильная, наш научный потенциал на мировом уровне.

- В каких еще вакцинах, которых пока нет, мы нуждаемся?

- Разумеется, делать прививки от каждой инфекции нет никакого смысла. Вакцинировать нужно лишь от тех, что несут за собой страдания, смерти. Пока в нашем Национальном календаре нет прививки от гемофильной инфекции, а она нужна. А вот вакцина от лихорадки Эбола России совершенно не нужна. У нас вообще нет никаких условий для возникновения вспышки этой болезни — в силу климатических условий, религиозных, культурных, традиций. И тратить на нее деньги не совсем правильно.

- А, например, от гепатита С нужна прививка — такой в мире до сих пор нет.

- Да, гепатит С — это действительно серьезная проблема, которая на сегодняшний день не решена.

- По сравнению с ней ветрянка или даже корь выглядят не такими уж и грозными. А против них прививают. Зачем?

- Потому что мы совсем не знаем, во что могут перерасти эти инфекции. Возможно неконтролируемое развитие этих вирусов, поэтому мы и должны их остановить.

- Как вы думаете, реально ли когда-нибудь победить грипп?

- Нет никаких оснований так думать. Грипп оказался вирусом, который легко и быстро мутирует. И он не всегда безопасен — вспомните хотя бы пандемию испанки. Но решить вопрос с гриппом навсегда вряд ли удастся.

- Куда делись чума и сибирская язва, почему они больше не беспокоят человечество?

- Они никуда не делись, они существуют в природе. И мы не можем исключать эпидемий в будущем.

- Такое поведение характерно для любых вирусов?

- Нет, какие-то из них меняются, какие-то выжидают удобного момента.

- Строят ли ученые прогнозы, откуда ждать угрозы?

- Есть один известный российский ученый, академик, мировой светила, который заявил, что сегодня стоимость создания биологического оружия на основе вируса полиомиелита смехотворная — 5-7 тысяч долларов, при этом его можно сделать даже в сарае. Заметьте, это заявление авторитетного ученого. Создать новый вирус интеллектуально и экономически сегодня совсем не трудно. Нужно просто создать оптимальные условия для вируса в окружающей среде. Если в природе ему требуется много времени для начала атаки на людей, то смоделировать условия для него можно очень быстро.

- Откуда берутся вирусы? Из космоса, мирового океана?

- Многие новые вирусы — это измененные старые. В мире существуют миллиарды вирусов. Вопрос — какие из них патогенны, то есть опасны для человеческого организма? Сейчас ведется громадное количество работ по секвенированию генов. Но, к сожалению, пока не найден вопрос - какой участок вируса определяет его губительные свойства для человека? С человеческим геномом уже куда больше определенности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру